
Научный руководитель программы «Приоритет-2030» осмотрел новые образовательные пространства и лаборатории в Таганроге и Ростове-на-Дону, пообщался с коллективами стратегических технологических проектов, а также рассказал о трансформациях вузов в России в формате открытой лекции.
Начался визит Андрея Волкова с посещения Передовой инженерной школы Южного федерального университета в Таганроге. Представители вуза провели экскурсию по образовательным и многофункциональным пространствам таганрогского кампуса, обновлённым из средств гранта ПИШ.
Делегация побывала в лаборатории агродронов, на «умной фабрике» фотоники, преобразователей энергии, функциональных элементов нейроморфной электроники, квантовых коммуникаций и вычислений, в лаборатории «Нейромена», в конструкторских бюро и в центре коллективного пользования «Прикладная электродинамика и антенные измерения». Заключительной точкой маршрута стали партнерские образовательные пространства модулей вариативных профессиональных компетенций Института компьютерных технологий и информационной безопасности.
В тот же день в Музее истории ЮФУ Андрей Волков выступил с лекцией «Высшее образование в РФ: логика трансформаций», собравшей проректоров и руководителей подразделений ЮФУ, заведующих кафедрами, профессоров, преподавателей и молодых учёных.
В лекции Андрей Евгеньевич затронул вопросы глобальной трансформации вузов как институций с тысячелетней историей. Эпоха «университетов 3.0» началась всего 50 лет назад, а в России — не более 20, и эти перемены активно осмысляются и обсуждаются академическим сообществом.
По словам спикера, роль университетов сначала изменилась на декларативном уровне, затем на уровне формальной логики, и только сейчас она меняется на уровне конкретных управленческих решений. За это время в России были запущены и реализованы крупные программы по созданию федеральных, опорных, национальных исследовательских университетов, а также программа «5-100». В 2021 году ей на смену пришла программа «Приоритет-2030», направленная на создание современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
«В архитектуре «Приоритета-2030» заложена идея становления университетов как исследовательских и технологических организаций, отвечающих запросам государства, индустрии, студентов и, наконец, профессоров. Только когда стратегия университета обеспечивает ответ на запросы всех этих четырёх бенефициаров, можно сказать, что университет эволюционирует», — отметил Андрей Волков.
Участники программы «Приоритет-2030» не только создают передовые научные и образовательные решения, но и трансформируют их в технологии, пригодные для масштабирования. Инновации не могут рассматриваться лишь в качестве достижений отдельных исследователей или коллективов — ключевым является их внедрение в реальный сектор экономики.
«Сейчас фактическая структура бюджета российских университетов выглядит примерно так: 57% обеспечивается государством, и университет сильно зависит от этих поступлений, внебюджетная образовательная деятельность приносит 26% доходов, 10% — прочие доходы (например, капитальные вложения, спортивная, физкультурно-оздоровительная, культурно-просветительская деятельность), и только 7% относится к внебюджетным доходам от научных исследований и разработок, научно-технических услуг и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В модели инновационного университета не более 40% бюджета должно обеспечиваться государством, 30% — грантами на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, наконец, 30% — это доход от образования, продажи технологий, деятельности эндаумент-фонда. Университет должен быть интересен разным стейкхолдерам, и бюджет должен это отражать», — подчеркнул Андрей Волков.
Спикер также затронул вопрос привлечения талантливых студентов, отметив, что для участия в конкурентной борьбе каждому университету необходимо четко идентифицировать и позиционировать свои ключевые преимущества и на их основе формировать особую образовательную среду. Таланты выбирают не просто вуз — они выбирают экосистему, которая предоставляет широкий спектр возможностей для профессионального и личностного роста.
Завершилась лекция открытой дискуссией: учёные и преподаватели ЮФУ задавали спикеру вопросы об академической свободе и автономности университетов, о балансе между «игрой в долгую» и умением реагировать на повестку, а также о «золотой середине» между массовостью и эксклюзивностью высшего образования.
Автор текста: Алексей Романенко, ред. Ольга Молоткова
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78025