Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Какие специалисты нужны завтра?

28.01.2011

В ежегоднике Совета Федерации РФ "Новая экономика. Инновационный портрет России" опубликованы статьи ректора Южного федерального университета В.Г. Захаревича, директора и зам.директора НИИ многопроцессорных вычислительных систем Южного федерального университета И.А. Каляева и А.П. Кухаренко, посвященные подготовке кадров в ЮФУ.

Вышел в свет Ежегодник Совета Федерации РФ «Новая экономика. Инновационный портрет России», том 3, 2010. В нем опубликованы статья ректора ЮФУ В.Г. Захаревича «Федеральный университет в подготовке кадров для новой экономики и социальнойсферы: какие специалисты нужны завтра» (стр. 357-362) и статья «Научно-образовательный центры – основа подготовки кадров для инновационной экономики России», авторами которой являются директор НИИ многопроцессорных вычислительных систем имени академика А.В. Каляева Южного федерального университета И.А. Каляев и заместитель директора НИИ ВМС  А.П. Кухаренко (стр. 342-346).

 

В.Г. Захаревич

Федеральный университет в подготовке кадров для новой экономики и социальной сферы: какие специалисты нужны завтра

Перевод экономики на инновационные рельсы, обеспечение национальной безопасности, защита окружающей среды, повышение качества жизни людей и ряд других проблем требуют уделять особое внимание модернизации образования и науки.

Для формирования экономики знаний страна нуждается в новой генерации специалистов с высшим образованием, способных решать существующие и возникающие задачи. Модернизация процесса обучения в высшей школе, в частности широкое внедрение новых образовательных технологий – давно назревшая задача.

Больше нельзя мириться с тем, что высшая школа медленно и слабо откликается на потребности в специалистах для новых областей развития науки, производства, обороны, что невысоки по сравнению с мировым уровнем интеллектуальные и материальные результаты, получаемые за счет труда университетской интеллектуальной элиты, незначителен вклад высшей школы в перевод нашей страны на рельсы экономики знаний.

Понимание этого высшим руководством страны привело к разработке и началу реализации национального проекта «Образование». В рамках этого проекта с целью отработки практики создания элитных университетов, внедряющих инновационные технологии образования, обеспечивающие неразрывную связь образования и науки, нацеленные на удовлетворение запросов реального сектора экономики, в декабре 2006 года были созданы два федеральных университета – Южный и Сибирский.

Создание федеральных университетов в России было предложено как способ воссоздания элитарных учебных заведений и своеобразная организационная форма, призванная повысить падающий авторитет образования (число иностранных студентов в российских вузах падает, а число российских в зарубежных – растет) и максимально использовать вузовский научный потенциал для решения важных для страны проблем.

Это форма, в которой возможно приобщение к процессу получения нового знания в первую очередь, и лишь во вторую – приобщение к знанию уже известному.

По данным телеканала CNN 10 самых востребованных в 2010 году профессий в 2004 году еще не существовали. И сегодня студентов надо готовить к профессиям, которых еще не существует, в которых будут использоваться еще не разработанные технологии и решаться задачи, которые еще не считаются задачами или проблемами сегодняшнего дня.

Эта парадоксальная ситуация не имеет решения в существующей парадигме российского (советского) образования. Очевидно, что необходимо пересмотреть некоторые стереотипы, впитанные нами с нашим собственным образованием. Сегодня требуется более динамичное образование и трансформация главного достоинства любого образования – фундаментальности. Необходимо привести ее в соответствие не только со «статикой» сегодняшнего знания о предмете, но и с «динамикой» ожидаемых изменений в применениях, технологии и т.д.

При этом должна существовать или быть сформирована и общая культурная основа. В этом и состоит принципиальное отличие федерального университета от обычного вуза. Федеральный статус университетов должен в перспективе существенно повысить конкурс при поступлении, а следовательно, привести к большим возможностям для отбора талантливой молодежи и воспитания из нее будущей интеллектуальной элиты страны.

Анализ представлений, сформулированных многими нашими коллегами из разных университетов страны, позволяет считать, что элитный университет – это:

– крупный научный центр, обладающий высококвалифицированными кадрами во всем спектре естественных и гуманитарных наук, признанными научными школами; развитой научной инфраструктурой с современной материальной базой, включая библиотеку с крупными научными и образовательными фондами; суперкомпьютерным центром, программное обеспечение которого удовлетворяет потребности всех отраслей естественных и общественных наук, а также образовательных программ; развитым механизмом реализации инновационной деятельности, университетским издательством, соответствующим современным требованиям; центр, обеспечивающий расширенное воспроизводство исследователей высшей квалификации – кандидатов и докторов наук;

– передовой образовательный центр, осуществляющий подготовку специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (онлайн) обучение; центр, имеющий развитые механизмы и инфраструктуру повышения квалификации и переподготовки научных и преподавательских кадров региона;

– образовательное учреждение, располагающее кадровыми и материальными возможностями для реализации гибкой системы адаптации образовательных программ к быстро меняющимся запросам людей (индивидуальные траектории обучения) и общества (промышленность, бизнес, социальная сфера) за счет высокой образовательной мобильности и широкого перечня направлений подготовки и специализации;

– признанный центр активного международного сотрудничества по программам двусторонних договоров с университетами Европы, Азии и Америки, по реализации международных образовательных и научных программ, созданию научно-образовательных центров, реализации программ обмена студентами, обучения иностранных студентов и др.;

– признанный центр культурного и научно-образовательного притяжения в регионе, активно участвующий в проведении научных экспертиз по широкому кругу вопросов для властей всех уровней.

Такой университет позволяет реализовать элитное образование, критериями которого являются:

– высокое качество предоставляемых образовательных услуг;

– передовое учебно-методическое обеспечение и современная материально-

техническая база;

– четкая профессиональная ориентация и высокий спрос на выпускников;

– наличие признанных научных школ;

– высокий уровень самостоятельности в учебе и активное участие студентов в НИР;

– высокий конкурс и отбор наиболее способных абитуриентов;

– возможность разностороннего развития.

Все вместе взятое может обеспечить лидирующее положение вуза в стране и мире. Некоторым из приведенных критериев наш Южный федеральный университет

(ЮФУ) почти соответствует, некоторым частично, некоторым пока не отвечает. Среди наших выпускников – 17 ректоров и проректоров отечественных и зарубежных университетов, ЮФУ поддерживает связи с более чем 500 зарубежными университетами и научно-исследовательскими институтами.

В рамках этих критериев используются показатели не только ресурсного плана, так как использование только ресурсных показателей недостаточно. Например, ограничение расходов, связанное с подготовкой кадров для научных исследований и разработок, опосредованно сказывается на продуктивности труда в данной сфере и на ее привлекательности для талантливой молодежи. Следовательно, оно действует как фактор, вызывающий долговременное снижение университетского научного потенциала, которое может стать необратимым, хотя чисто ресурсные показатели будут создавать иллюзию эффективной организации науки и образования за счет якобы интенсификации труда.

В состав ЮФУ вошли четыре хорошо себя зарекомендовавших ранее вуза: три, расположенных в Ростове-на-Дону, – классический государственный университет, Педагогический университет, Академия архитектуры и искусства, и расположенный в Таганроге Радиотехнический университет.

ЮФУ сегодня – это почти 60-тысячный коллектив, включающий около 45 тыс. студентов разных форм обучения и около 10 тыс. сотрудников, в нем реализуется 21 укрупненное направление подготовки специалистов из 28, имеющихся в нашей стране. Это уникальный показатель не только для российских вузов, но и для зарубежных.

Разнонаправленность подготовки специалистов в вузах, образовавших ЮФУ, и вытекающий из этого разный менталитет управленцев, преподавателей и студентов привели к пока еще не полностью преодоленным трудностям при формировании единого университета, но открыли и очень большие потенциальные возможности для повышения общеобразовательного и культурного уровня студентов, преподавателей и сотрудников, для использования сильных сторон каждого из вузов всеми остальными, для реализации комплексных фундаментальных и прикладных междисциплинарных проектов.

Единый университет включает в себя 32 факультета, 233 кафедры, 9 научно-исследовательских институтов и 6 конструкторских бюро. На этой базе реализуются 196

программ специализации и 128 магистерских программ, функционирует аспирантура, готовящая кадры высшей квалификации, принимают к защите диссертации по 42 научным специальностям 32 докторских диссертационных совета.

Университет развивается как исследовательский университет инновационно- предпринимательского типа. Именно это является стратегией развития ЮФУ, которая поддержана ученым советом и конференцией трудового коллектива.

Исследовательский – это:

– «классика» университетского образования;

– способность быть полезным обществу не только образовательной и культурной составляющей, но и научной;

– необходимость поиска дополнительных возможностей для повышения заработной платы преподавателей и для поддержки материального состояния кафедр, факультетов, университета в целом, диверсификации источников финансирования;

– возможность широкого вовлечения студентов в исследовательскую работу (элитное образование).

Инновационный университет – это университет, проводящий не только фундаментальные исследования, но и расширяющий на основе этих исследований поисковые и прикладные работы.

И, наконец, университет предпринимательский – это университет, способный не только повышать свою эффективность за счет улучшения работы кафедр и НИИ, но и генерировать в своей структуре новые организационные единицы в виде центров, междисциплинарных лабораторий и виртуальных кафедр, обеспечивающий более тесное и взаимополезное объединение кафедр, НИ и КБ.

Предпринимательство для университета означает гораздо больше, чем просто передачу знаний и способность учредить малые высокотехнологичные фирмы. Это скорее культурный феномен, а университеты являются учреждениями культуры.

Исходя из этого и с учетом высокой квалификации научно-педагогических кадров университета мы позиционируем себя как «базовую структуру и мотор образовательного и научно-технического развития» (терминология А.А. Фурсенко применительно к ведущим университетам) Южного федерального округа, который в тесном взаимодействии с организациями частного сектора и федеральными унитарными предприятиями должен обеспечить важнейшие направления экономики и социальной сферы высококвалифицированными креативными специалистами и научными заделами для создания инновационного потенциала.

Теперь перед коллективом ЮФУ стоит вопрос, как нам сделать наш университет элитным, стать вровень с признанными лидерами отечественной высшей школы, а в перспективе занять достойное место в табели о рангах ведущих университетов мира. А за этими целями еще более амбициозная, хотя и нечасто высказываемая вслух задача – стать испытательным полигоном для отработки путей и методов коренной модернизации отечественного высшего образования.

Нужно отдавать себе отчет в том, что в ближайшие годы в нашей стране решающую роль будут играть не возможности фундаментальных исследований, а потребности общества, то есть направленность науки на повышение благосостояния страны и развитие национальной экономики, модернизацию образования. Одновременно должны учитываться факторы, требующие ориентации части научно-исследовательских работ и подготовки кадров на решение проблем качества жизни. Именно в этой сфере роль университета может быть особенно велика, так как такие работы требуют междисциплинарных усилий естественников, экономистов, инженеров, психологов, социологов и т.д.

Ситуация, складывающаяся в нашей стране с инновационным развитием, очень непростая. Накопленный в предыдущие годы потенциал научных разработок к настоящему времени оказался практически выработанным, бизнесмены в расчете на долгосрочную перспективу не планируют переориентацию части финансовых потоков на НИ ОКР, большие проблемы создает неразвитость нормативно-правового сопровождения инновационных процессов и очень низкие затраты на них (используемая в России на НИОКР доля ВВП в 2,5–3 раза меньше, чем в других развитых странах), отсутствует развитая инфраструктура для организации наукоемкого производства. И наконец, может быть, самое главное: нет достаточного количества хорошо профессионально подготовленных специалистов для организации инновационной деятельности.

Однако как бы ни обстояло дело сейчас, нельзя допустить, чтобы наша страна продолжала оставаться не способной создавать и даже воспринимать технологические инновации.

Проблема осознана, есть сеть федеральных и исследовательских университетов. Государство в первую очередь вкладывается в человеческий капитал, так как в мире 65% прибыли от инновационных мероприятий дают инновации, связанные с человеческим фактором, – обучение, повышение квалификации и т.д.

Быстрыми темпами развивается потребность в дополнительных образовательных услугах, поэтому традиционные форматы образования уже не отвечают запросам экономики. И в связи с этим также необходимо существенно изменить содержание образования. При этом, однако, надо отдавать себе отчет в том, что высшее образование, которое дает федеральный университет, не может быть полностью прагматичным. Помимо прочего университетское образование призвано формировать и мировоззрение, научить человека думать, причем думать творчески. В образовании мы должны быть на шаг впереди рынка.

Наступление нового информационного века требует своевременного ответа на требование времени: «Учить надо не лучше, учить надо иначе». Но прежде чем дать ответ на этот императив, необходимо определиться с ответами на вопросы – чему и как мы хотим учить студентов, какие условия для этого необходимы, какие требования предъявляет к нам, преподавателям, сложившаяся в высшем образовании ситуация.

Есть две точки зрения на подходы к формированию содержания образования, а следовательно, на учебные планы и программы: «рынкоцентрическая» и «наукоцентрическая». Согласно первой программа подготовки, по крайней мере, бакалавров, должна определяться прежде всего работодателем. Именно работодатель является «потребителем» данного «продукта», и именно работодатель, соответственно, должен определять его параметры. Иначе выпускника придется переучивать на производстве (в широком смысле), что, разумеется, экономически невыгодно.

Сторонники второй точки зрения – обычно это представители исследовательских университетов – полагают, что лишь представители мира науки в состоянии решить, каким должно быть содержание подготовки бакалавра (тем более – магистра). Нельзя, согласно таким представлениям, идти на поводу у сиюминутных потребностей рынка, нужно готовить выпускника на перспективу, знание которой – прерогатива науки.

Есть при этом еще одна проблема. Советская система высшего образования исходя из интересов страны, отрасли и научно-педагогических коллективов вузов достаточно успешно реализовывала модель специалиста для планового хозяйства. Однако в новой России законодательно закреплено право студента на высшее образование с целью занять достойное место в обществе.

Коль скоро так, то старая модель не отвечает новым подходам. В дополнение к этому в Билле о правах студентов, одобренном ЮНЕСКО, записано, что студент имеет право выбора предметов во время обучения. При таком положении фундаментальное образование должно занимать 2–3 года, а дисциплины по выбору студентов – 4–6 семестров на старших курсах. Обеспечение такой «асинхронности» в учебных планах совсем не тривиальная задача. Плюс необходимость в умении обосновывать, организовывать и нести ответственность за принятые решения, то есть то, что называется воспитанием креативности.

Мы полагаем, как это ни тривиально звучит, что должен быть реализован компромиссный вариант, согласно которому академическое качество будет устанавливаться с учетом требований стандартов, но при этом будет уделяться и серьезное внимание тем граням интегральной компетентности, которые определяют пригодность специалиста к использованию на рынке труда. При этом различие между программой бакалавра и магистра будет сведено к степени специализированности подготовки.

Обязательное условие – это неразделимость образовательного и научного процесса. Каждый преподаватель, одновременно являясь научным сотрудником, должен нести в аудиторию собственным трудом добытое знание, а каждый студент должен быть приобщен к научной работе. Сохранение так понимаемой фундаментальности образования – абсолютно необходимое условие при любых модернизациях.

Однако при этом сама система образования и сопутствующие ей технологии не должны быть ориентированы только на подготовку специалистов, обязательно предлагающих новые решения. Не менее важно готовить квалифицированных потребителей современных технологий, подходов и знаний.

Разрабатывая новые учебные планы и программы в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), мы стремимся, чтобы они были сравнимы в своей содержательной части с такими же планами и программами родственных направлений подготовки в лучших университетах страны и мира. Здесь большую положительную роль сыграло повышение квалификации почти тысячи наших преподавателей, проведенное в ведущих университетах нашей страны, Европы и Америки на средства национального проекта «Образование».

Сравнимость учебных планов и программ может обеспечить по крайней мере виртуальную мобильность и совместную оценку качества образования. Пока такая практика совсем отсутствует.

В существующей ныне системе подготовки бакалавров специализация принципиально не предусмотрена, поэтому мы поставили задачу разработать требования к циклам естественно-научных, гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, которые будут «работать» на начальную профессиональную ориентацию.

Выпускающие кафедры сориентированы идти от модели выпускника, его профессиограммы, компетентностного профиля. В общем виде это определено в ФГОС, однако в каждом конкретном случае требует серьезной детализации, как этого достичь.

Важнейшие элементы модернизации – возможность выбора индивидуальной траектории обучения и увеличение доли самостоятельных занятий. Увеличение этой доли должно привести к изменению соотношения между тем, сколько студента учат, и тем, сколько он учится. Уменьшение доли аудиторных занятий позволит студенту (при соответствующем контроле) больше работать с литературой и сетевыми ресурсами, вести самостоятельную научную работу.

Разрабатываются циклы факультативных курсов, которые дают возможность в существенно большей степени реализовать принцип индивидуализации обучения и позволяют одаренным студентам в полной мере реализовать свой потенциал.

У нас есть пусть небольшой, но реальный опыт начала такой модернизации на факультете математики, механики и компьютерных наук, который дал видимые положительные результаты. Мы отдаем себе отчет в том, что для реализации гибких индивидуальных траекторий обучения надо иметь возможность переструктурировать учебные группы, иметь разноуровневые учебные программы и учебники, постоянную обратную связь, позволяющую не только корректировать движение студента по траектории (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение, существенно изменить содержание педагогической работы преподавателей и профессоров. Гибкие образовательные технологии должны также предусматривать целевую подготовку по заказу работодателей, корпоративную подготовку с использованием промышленного оборудования, филиалы кафедр на производстве, совместные учебно-научно-производственные лаборатории.

Именно такими изменениями в учебном процессе и образовательных технологиях возможно парирование вызовов современности – увеличение объема знаний и скорости их обновления.

Вся предпринимаемая в ЮФУ совокупность шагов в организации подготовки специалистов, соответствующих потребностям нашего общества, формируется как единая системная технология, учитывающая технические и человеческие ресурсы в их взаимодействии, ставящая своей задачей оптимизацию форм образования. Использование во всей полноте такого подхода, как нам кажется, позволит приступить к созданию и реализации индивидуальных образовательных траекторий как целенаправленных образовательных программ каждого студента по достижению собственных образовательных целей, соответствующих его способностям, возможностям, мотивации, интересам, реализуемых при консультирующей деятельности преподавателей.

Содержание и объем образования будущего специалиста и у нас, и в развитых зарубежных странах определяется исходя из сведений о существующем и прогнозируемом уровнях развития промышленности, сельского хозяйства, культуры и т.д. При этом у общественности поддерживается наивная и трогательная вера в достоверность делаемых прогнозов, а следовательно, в самостоятельную силу существующих методов и форм подготовки специалистов.

Однако неопределенность будущего делает недостижимым идеалом опережающее развитие образования. Нельзя предсказать возможные открытия, революционизирующие производство и позволяющие реализовать прорывные технологии. Поэтому нельзя и «подогнать» загодя специалиста к тем условиям, в которых ему придется функционировать через 10–15 лет.

Таким образом, появляется необходимость в новом подходе, когда подготовка специалистов организована так, чтобы быть направленной на формирование способностей и качеств, гарантирующих восприимчивость ко всему новому, внутреннюю потребность к постоянному углублению своих общих и профессиональных качеств, к стремлению учиться в течение всей трудовой жизни. Конечно, необходимо, чтобы при этом социальные и экономические условия определяли и, если угодно, заставляли, а образование способствовало реализации такого подхода.

В той части, которая зависит от нас, организована работа, направленная на постепенную, но существенную переработку учебных планов и программ, закрепляющую в них только универсально полезные знания и навыки.

Это тем более актуально в условиях уже возникшей структурной безработицы, когда одних специалистов избыток, а других – нехватка. Поэтому многим специалистам придется в течение активной профессиональной жизни по несколько раз менять специализацию.

Чтобы обеспечить основу для постоянного доучивания, необходимо отказаться от узкой специализации. Именно с этой точки зрения мы начали пересматривать существующие учебные планы и программы. При этом над общенаучным фундаментом надстраивается определенный объем конкретно-содержательных знаний, не превращающий, однако, профессию в ремесло.

Работая над совершенствованием учебных планов и программ, важно держать в голове одну основополагающую идею: во всей истории, даже когда технологии приводили к революционным достижениям, таким, например, как книгопечатание, паровая машина и то, чего мы ждем сейчас от нано- и информационных технологий, на самом деле не они обеспечивали эти революции. Их порождало новое мышление людей, понимающих, как эту технологию применить на практике с максимальной пользой. Такое мышление должно формироваться, в том числе, и путем широкого внедрения междисциплинарных связей при обучении, которые должны быть введены в учебные планы и программы.

Культура предпринимательства пока еще не является частью повседневной действительности, поэтому особенно важна выработка навыков предпринимательства в системе образования. Руководство университета поддержало инициативу, направленную на предоставление возможности прослушать курсы предпринимательства на всех без исключения факультетах, а не только на инженерных и экономических. Студенты должны получать необходимые для работы социальные навыки и компетенции. Им необходимо знать все, что потребуется для открытия собственной компании и/или передачи и использования знаний, полученных в университете. И именно этим, наравне с научными исследованиями в области экономики, наш университет сможет внести свой вклад в экономическое развитие региона и страны в целом.

Информационный век предъявляет принципиально новые требования к технологии образования. С появлением компьютеров создаются иные, отличные, например, от обычной книги методы общения, приводящие к появлению своеобразных форм сознания и самосознания. Вновь возникающие специализированные языки приводят к новым схемам понимания, менее связанным с речью, но в большей мере ориентированным на зрительные образы, форму и цвет.

В этих условиях разработка и использование компьютерных, а в перспективе интернет-учебников, ориентированных на новую реальность, является своевременным ответом на требование времени. Исследования в области психофизиологии, проведенные в нашем университете, позволяют конструировать компьютерные учебники так, чтобы все их преимущества «заработали» для конкретного учащегося, сохраняя при этом его здоровье. Это является нашим ноу-хау в этой области.

Технологии и технические средства не начало, а итог процесса комплексного преобразования среды обучения. Адекватное применение ИКТ в образовании всегда начинается с анализа того, каким образом можно реально помочь преподавателям, оптимизировать учебные программы, реорганизовать систему оценки, чтобы она отвечала требованиям XXI века, и т.д. Нам удалось избежать традиционной ошибки, когда сначала закупают технику, а потом с большим трудом пытаются заставить ее работать, так и не доходя до качественного этапа.

Доступные нам информационные технологии позволяют преподавателям в большей степени, чем раньше, ориентироваться на индивидуальные способности учащихся. Однако мы должны считаться с тем, что существует «цифровой разрыв» поколений – уровень технической грамотности студентов, как правило, превосходит преподавательский, что существенно затрудняет реализацию этих подходов.

Необходимость осваивать технические средства первоначально воспринималась преподавателями как дополнительная нагрузка в условиях перманентной нехватки времени. При этом они не понимали, как грамотно встроить технику в читаемые курсы и практические занятия. Нам удалось за счет массовой переподготовки наглядно продемонстрировать, какую реальную пользу преподаватели могут получить от использования ИКТ, и продемонстрировать открывающиеся возможности персонализации образования и преимущества индивидуального подхода к обучению. Значительная часть преподавателей, в первую очередь молодых, уже пользуется этими знаниями, так что в ближайшее время мы ожидаем существенных положительных результатов.

Еще одна технологическая новинка, отмеченная и на всероссийских выставках, – это инструментарий и конкретные реализации для дистантного проведения лабораторных работ. Понятно, как организовать обучение и контроль знаний при изучении теоретических курсов. Но так как специалист должен не только знать, но и уметь, то получение практических навыков при дистанционном обучении будет оставаться в ближайшие годы одной из основных методических проблем.

Потребности новой экономики заставляют отказаться от узкой специализации. Рынок труда нуждается в специалистах, обладающих междисциплинарными знаниями, умеющих быстро перепрофилироваться, принимать эффективные решения в изменяющейся обстановке и работать в поликультурных средах. Необходим переход от квалификаций к компетенциям. Основная задача профессионального образования – подготовка к практической деятельности, формирование важных профессиональных способностей и навыков, таких, например, как умение работать в команде.

Существующая структура подготовки специалистов не соответствует потребностям современной экономики. Маркетинговые стратегии вузов направлены на запросы родителей абитуриентов, которые не учитывают ситуацию на рынке труда, а ориентируются на социальные стереотипы. Поэтому десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг нарастает. Из-за этого вузы будут поставлять нужных специалистов с отставанием в 5–8 лет.

Может сложиться представление, что если мы готовим специалистов для производства, которого в стране нет, то значимость такого образования равна нулю. На самом деле это не так. Сегодня такого производства нет, но если оно важно для прогресса, то с неизбежностью появится и у нас. А значит, понадобятся и специалисты, которых надо готовить загодя. Это особенно важно, потому что последние технологические новинки нам никто не продаст, так как это кнут, который держат в руках высокоразвитые страны для других стран, в том числе и нашей. И эти технологии нам придется разрабатывать и осваивать самим.

Наконец, речь может идти о производстве таких работ, товаров и услуг, которые являются принципиально новыми и прогнозируются исходя из результатов фундаментальных исследований.

К сожалению, именно эти нужные в перспективе специальности и направления подготовки остаются без коммерческой поддержки населения из-за низкой привлекательности рабочих мест и заработной платы. Необходимо всеми возможными способами поддержать в течение определенного времени эти затратные и малопопулярные пока специальности для создания кадрового потенциала инновационной экономики.

Потребность в высшем образовании, существенно возросшая в последние годы, отнюдь не сопровождалась столь же отчетливым осознанием каждым студентом, в какой сфере деятельности приобретенные в вузе знания будут им использованы. Этому не способствует, прежде всего, неразвитость рынка труда, прямо связанная с состоянием отечественной экономики. После окончания вуза молодой человек зачастую сначала хочет (и должен) попробовать себя, оценить свои возможности и перспективы, и лишь затем принять окончательное решение. Это должна учитывать и обеспечивать многоуровневая система подготовки, и отсюда неизбежно вытекает многообразие программ подготовки и необходимость разработки технологий, которые позволяли бы эффективно ориентироваться в содержании программ всех уровней, обеспечивая студенту возможность реализации индивидуальной траектории обучения.

Статус федерального университета обязывает обеспечить элитное образование, но такое качество образования зависит от качества абитуриентов, а оно, к сожалению, пока недостаточно высокое, если рассматривать университет в целом. Понятно, что уровень знаний и способность к обучению в первую очередь зависят от учителей, которые готовят этих абитуриентов. Отсюда повышенное внимание к подготовке учителей, осуществляемое в педагогическом институте нашего университета.

Мы несколько по-иному видим ключевые моменты в подготовке современного учителя, чем разработчики федерального государственного стандарта. Поэтому, пользуясь предоставленным нам правом, рассматриваем возможность разработки своего собственного стандарта подготовки учителей для школы, в котором существенное место будет занимать практическое участие студентов, начиная с первого курса, в обучении школьников. Мы полагаем, что специалисты, подготовленные на базе нашего собственного стандарта, своей работой снимут большую часть существующих претензий к ЕГЭ.

Стремясь, чтобы наши учебные планы и программы соответствовали лучшим мировым образцам, мы не забываем о востребованности наших выпускников рынком труда. Существующая проблема в этой области связана в большей степени с мобильностью выпускников, а не с уровнем их подготовки. К сожалению, надо признать, что наш университет, впрочем, как и большинство вузов в стране, в значительной мере городской, немного областной и совсем мало общероссийский. И связано это с хорошо известными материальными причинами. Содержать детей в другом городе – кормить и снимать квартиру – могут себе позволить очень немногие семьи. Возможности трудоустроить большое количество даже очень хорошо подготовленных выпускников в пределах Ростова и Ростовской области ограничены. Это с одной стороны.

А с другой – выпускник, даже получив хорошую работу в чужом городе, не может приобрести себе жилье и организовать свой быт. Поэтому в ближайшем обозримом будущем иногородние выпускники будут по большей части возвращаться в свои родные города, где и смогут найти себе работу по специальности. Таким образом, наша задача заполучить как можно больше иногородних студентов, которые после окончания университета вернутся в свои города. Для этого принципиально важны два условия: благоустроенные общежития и возможность, работая по 20–22 часа в неделю, зарабатывать необходимый для проживания минимум. Если университет сможет в короткие сроки построить общежития и создать службу, помогающую студентам найти временную достойно оплачиваемую работу, в том числе и в самом университете, то приток иногородних студентов существенно увеличится, а значит, существенно возрастет востребованность выпускников – один из основных шагов на пути в мировую элиту.

Уже начала реализовываться поддержка в решении социальных проблем, связанных со строительством студенческого университетского кампуса, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее. Университет располагает идейным, кадровым и инфраструктурным потенциалом для разработки и выбора вариантов движения вперед.