Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Километры не помеха

30.07.2014

Представители 1103 университетов из 33 стран мира приняли участие в Третьем международном конгрессе ректоров университетов "Универсиа" в Бразилии. Российские вузы постепенно осваивают новую площадку, моду на которой задают иберо-американские университеты.

 "Цель нашей встречи - создать открытую площадку, где не только можно обсуждать вызовы, с которыми сталкиваются иберо-американские университеты, но и развивать диалог и сотрудничество с университетами в других странах мира, - заявил на церемонии открытия конгресса основатель проекта "Универсиа", известный испанский финансист Эмилио Ботин. - Образование - это право, которое открывает двери для других неотъемлемых прав человека. Поэтому лучшие инвестиции на будущее - это вложения в образование".

Именно этот принцип в 2000 году стал отправной точкой для создания "Универсиа" - самой широкой сети университетского сотрудничества Латинской америки, которая позволяет продвигать испанский и португальский язык по всему миру. Впрочем, за годы существования проект преодолел языковые границы, а ключевыми направлениями сотрудничества вузов стали поиск новых форм обучения и демократизация образования.
Платформа "Универсиа" открыла новые возможности для расширения межуниверситетских связей и обмена опытом. При этом наибольшей популярностью пользуются универсальные проекты, которые будут интересны не только в Испании или Латинской Америке, но также в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. С этой точки зрения уже сейчас видны перспективы укрепления межуниверситетских контактов в рамках БРИКС. Вузы Бразилии стояли у истоков создания альянса. А Россия и Китай одними из первых среди стран, не относящихся к иберо-американскому пространству, оценили потенциал этого проекта.
На данный момент в "Универсиа" входят восемь российских вузов: МГЛУ, НИУ-ВШЭ, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Финансовый университет при правительстве России, МГИМО, СПбГУ и Новосибирский государственный университет. Сотрудничество ведется по трем ключевым направлениям: мобильность студентов, мобильность преподавателей и совместные научные исследования.
 
Марина Боровская, ректор Южного федерального университета:
- Хорошо, что российские вузы постепенно подключается к проекту "Универсиа". Важность такого сотрудничества заключается в продвижении бренда университета, и вузы-партнеры этому существенно способствуют. Благодаря этому проекту такая интеграция осуществляется.
Уже два года мы реализуем новый закон об образовании, в котором прописаны сетевые программы как точка сотрудничества, поэтому необходимо развивать сотрудничество в сетевых программах, наращивать академическую мобильность. Этот глобальный процесс уже сложился. И если мы сейчас не встроимся в него, то он пойдет без нас. Проект "Универсиа" отличается особым подходом к системе выстраивания контактов, когда русские, китайцы, поляки объединяются для совместной работы и таким образом складывается новый формат взаимоотношений. В системе образования подобных проектов не было долгое время.
 
Наталья Карповская, полномочный представитель ректора Южного Федерального университета в странах иберо-американского ареала:
- С такими странами, как Колумбия, Мексика, Бразилия, Аргентина наш университет сотрудничает давно и успешно. С помощью совместных проектов мы закрепляем не только то, что дают иностранные партнеры, но и то, что можем дать мы и продвигаем таким образом свою культуру, свой язык. Когда мы подписываем двойные дипломы или разрабатываем программы академической мобильности, обязательно включаем подготовительное отделение (чтобы студенты, отправляясь за границу, могли изучать язык и культуру), создаем программы двойных дипломов, в которых тоже можно использовать этот механизм. Если этого не делать, то получится "игра в одни ворота". И какими бы замечательными не были сетевые программы, интеграция должна быть обоюдной. А на платформе "Универсиа" есть заинтересованность в таком сотрудничестве.
При этом обучение по таким программа носит "включенный" характер, то есть учебный график строго прописан, студент продолжает изучать свою программу, на испанском языке. В таком формате мы работаем не только с Латинской Америкой, но и готовим проекты с Германией и Польшей. Кроме того Южный федеральный университет активно использует Интернет-платформу "Вебэкс", благодаря которой организуются академические чтения в режиме телемоста для российских и мексиканских студентов.