— Мы используем обычные карточки метро. Они достаются бесплатно: люди их просто выкидывают, а мы можем их направить на благое дело. Метки карточек мы будем встраивать прямо в экспонат.
Считывать с них информацию можно при помощи аудиогида — в нем находится такая же считывалка, как в метро. Он позволит прослушать информацию о том экспонате, который на данный момент в руках у посетителя.
Сейчас мы берем готовые MP3-записи, но в будущем планируем записывать аудиоконтент сами. У нас в университете есть звукозаписывающая студия, думаю, мы сможем привлечь профессиональных дикторов.
— Где теперь можно потрогать эти экспонаты?
— Трогательный музей мы решили размещать в библиотеках для слепых, потому что в них сконцентрирована целевая аудитория. Но библиотеки для слепых есть только в региональных центрах. Нужно находить варианты взаимодействия с музеями, у которых найдется площадь для 120 экспонатов.
Мы задаемся целью помочь слепым во всех уголках мира, в маленьких городах нужно делать трогательные музеи в обычных музеях или домах культуры.
— Какие экспонаты уже есть в музее? Они все сделаны по уже готовым моделям из Интернета?
— Сейчас в трогательном музее ростовской библиотеки для слепых есть три экспозиции: «Животные», «Биология» и «Известные личности».
Вот пример, на мой взгляд, удачного экспоната из общей библиотеки ресурсов: строение клетки. Человек с инвалидностью по зрению может потрогать и понять, как устроена животная клетка: вот ядро, комплекс Гольджи, митохондрии. Некоторые экспонаты мы спроектировали сами. Например, бюст Чехова.
В рамках проекта мы также занимаемся оцифровкой культурных памятников. Уже готова трехмерная модель памятника Козьме Крючкову — прототипу Григория Мелехова из «Тихого Дона». Теперь она есть в открытом доступе в Интернете.
— Как первые посетители отнеслись к идее?
— Не было еще человека, зашедшего в библиотеку, который не потрогал бы наши экспонаты. Люди, прикасаясь к моделям, всегда испытывают массу положительных эмоций, они рады, и не только тому, что их проблеме уделяют внимание, но и тому, что это реально помогает.
В библиотеке есть работник, который потерял зрение в школьном возрасте. У нас есть экспонат — маленький крокодильчик. Так он его взял в руки и сказал: «А, у него четыре лапы!» Понимаете, он забыл, что у крокодила четыре лапы. Прочтенная и услышанная информация теряется гораздо быстрее, чем визуальная.
— Когда проект будет полностью реализован?
— Где-то в сентябре мы получим средства по гранту, который я выиграл на «Территории смыслов» и будем дальше развивать наш проект. В будущем планируется привлечь к созданию трогательного музея школьников из Таганрога.
Заранее мы не могли предполагать, что выиграем грант, поэтому использовали краудфандинговые инвестиции.
— И что дало вам участие на Boomstarter?
— Мы пошли скромным путем и сделали запрос на 60 000 рублей, а собрали больше. Но главное в краудфандинге не деньги, а то, что благодаря этой площадке мы получили большую информационную поддержку.
С нами связался молодой человек из Москвы, у которого свой небольшой завод по производству пластика для 3D-принтера. У него был пластик, который не пошел на продажу из-за мелких дефектов. Он отправил этот материал не на продажу по более низкой цене, а нам на реализацию проекта — мы получили 15 кг. С одного килограмма пластика можно сделать где-то десять бюстов Чехова.
Кроме того, нам стали писать другие ребята, у которых по каким-то причинам простаивали 3D-принтеры. Это необязательно бизнесмены, просто люди, у которых есть необходимая техника, и они готовы тратить время и машиночасы на создание тактильных экспонатов.
— Собираетесь ли вы заниматься распространением проекта? Какие перспективы развития «Трогательного музея» видите в будущем?
— После нашего появления на Boomstarter с нами связались коллеги из других регионов, занимающиеся 3D-печатью. У нас появился центр единомышленников в Екатеринбурге, сейчас мы получим деньги по гранту и просто перенаправим часть средств туда. Ребята закупят пластик и будут там делать то же самое.
Коллеги из Санкт-Петербурга предложили заняться оцифровкой картин классического и современного искусства. Мы можем сделать Мону Лизу объемной, выпуклой. Не обязательно полностью, а просто контуры.
И если ничто не помешает реализовать проект по всей России, мы сможем передавать свой опыт странам Европы. В принципе, уже сейчас можно делать англоязычный аудиоконтент, а волонтеры из других стран смогут его переводить для своих соотечественников.
Сделать филиал музея очень просто в любой точке мира. Скачал, распечатал, купил коробочку для аудиогида, вставил карточку, записал туда наш софт, и он будет обновляться, подкачивая аудиоконтент.