Лежат ли на дне Дона алмазы, что должен уметь спелеолог и какая любимая пещера у студентов ЮФУ, рассказал заведующий кафедрой месторождений полезных ископаемых Института наук о Земле ЮФУ Алексей Наставкин.
В современных и древних речных долинах, там, где река пересекает известняки, доломиты или мраморы, в углублениях, образованных от растворения водой, скапливаются тяжелые минералы, принесенные потоком воды. Попав в такое углубление, как бильярдный шар в лузу, они не могут перемещаться дальше, пока их не найдут геологи. В таких природных ловушках имеются промышленные скопления алмазов, золота, платины и других россыпных полезных ископаемых. Так, например, в карстовых понижениях Южной Африки, Южного Урала, Алтая и Якутии в древних доломитах наблюдаются скопления алмазов. Специалистов, которые занимаются геологическим поиском и разведкой месторождений полезных ископаемых, готовит Институт наук о Земле ЮФУ.
«Значительная часть территории Ростовской области покрыта осадочным чехлом, сложенным карбонатными отложениями — известняками, в которых могут развиваться карстовые процессы. В последнее время изучением подземных рек и озёр заинтересовалось Ростовское региональное отделение Русского географического общества. Но чтобы узнать, есть ли под этим осадочным чехлом скопления алмазов или золота, нужно бурить на глубину более 400 метров — никто не станет вкладываться в такой дорогостоящий проект просто чтобы проверить предположение», — поделился Алексей Наставкин.
Но в карстовых областях находятся не только полезные ископаемые, но и богато украшенные природой сказочные подземные дворцы-пещеры, служащие объектами посещения не только учёных-спелеологов, но и многочисленных спелео-туристов из многих стран мира. Одной из таких пещер является Большая Азишская пещера на Северо-Западном Кавказе, расположенная недалеко от базы практики и учебного туризма ЮФУ «Белая речка».
«Находится она на высоте около 1600 м над уровнем моря, среди буково-пихтового леса. Пещера оборудована пешеходными дорожками, ограждениями, электрическим освещением, удобна и безопасна для экскурсионных маршрутов. Здесь высятся разнообразные натёчные образования: колонны, крупные сталактиты и сталагмиты. Студенты ЮФУ очень любят это место», — рассказал Алексей Наставкин.
Но профессиональные спелеологи — не праздные туристы. Спускаясь в пещеры, они исследуют их происхождение, возраст, морфологию, минералы, состав и миграцию подземных вод, вмещающих пород, органического мира (подземных экосистем), остатков древней материальной культуры, а также вопросов современного практического использования пещер, то есть в полноценную спелеологическую экспедицию должны входить географы, гидрогеологи, минералологи, экологи и горные инженеры. Алексей Наставкин считает, что главное в работе спелеолога — это умение работать в команде.
А на этих архивных кадрах 1988 года студенты и сотрудники РГУ, члены университетской секции спелеологии «Бездна», со своими коллегами по увлечению из Ростовского городского клуба туристов и альпинистов «Планета» и друзьями из Чехословакии покоряют карстовые пещеры горы Арабика близ поселка Ачимарда в Абхазии.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69355