
Команда ученых-психологов Южного федерального университета стала участником Всероссийского исследования студентов первых курсов, организованного Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования.
«Национальное исследование, направленное на изучение психологического благополучия и решение задачи сохранения психического здоровья обучающихся, было предложено Российской академией образования, поддержано Южным федеральным университетом и сообществом вузов Юга России. Инициаторами масштабного исследовательского проекта выступили академики РАО Татьяна Николаевна Тихомирова, Виктор Стефанович Басюк и Сергей Борисович Малых. Для психологической науки университета и региона важна включенность в большие исследовательские проекты, коммуникация с лидерами исследовательской повестки», – рассказывает президент ЮФУ, академик РАО Марина Боровская.
С 2023 года Южный федеральный университет является одним из 15 пилотных вузов, реализующих в образовательных организациях высшего образования РФ Концепцию развития сети психологических служб. Психологическая служба университета под руководством доцента кафедры социальной психологии Елены Зинченко в рамках исследования стала организатором тестирования первокурсников Академии психологии и педагогики ЮФУ.
«К реализации проекта уже подключились 27 университетов, 5 министерств и ведомств из 21 города России. Около 7 000 студентов первых курсов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации приняли участие в данном проекте в качестве респондентов. Исследование предполагает использование лонгитюдного метода», – отметила руководитель Психологической службы ЮФУ Елена Зинченко.
Первые данные по результатам реализации проекта опубликованы в номере № 6 авторитетного научного журнала «Психологическая наука и образование».
Анализ полученных данных об индивидуальных ресурсах первокурсников, способствующих позитивной социализации, психологическому благополучию и наилучшему образовательному результату в вузе, проведен с учётом стратегии поступления студента в вуз (по результатам Единых государственных экзаменов, победителей и призеров олимпиад школьников, в рамках целевого набора, после окончания организаций среднего профессионального образования или по объединенным данным Единых государственных экзаменов и дополнительных вступительных испытаний).
Он показал, что обучающиеся с различными стратегиями поступления в вуз различаются по уровню психологического самочувствия, субъективного счастья и тревожности. Авторы исследования выявили, что самый высокий уровень психологического самочувствия и минимальный уровень тревожности зафиксированы у группы первокурсников, которые поступили в вуз по целевому набору. Помимо этого, группа первокурсников – победителей и призеров школьных олимпиад оказалась самой счастливой среди студентов первых курсов.
Полученные результаты могут стать научной основой организации психологического сопровождения образования в вузе и уже успешно применяются специалистами вузовских психологических служб в работе с первокурсниками.
ред. Юлия Сопрунова
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77070