
14 марта в рамках IV Всероссийского форума по вопросам развития педагогического образования состоялся круглый стол «Проектирование образовательной среды: навыки будущего и искусственный интеллект».
Южный федеральный университет, заручившись поддержкой Совета ректоров вузов Южного федерального округа, вузов Луганской и Донецкой народных республик, Херсонской и Запорожской областей, выступил инициатором совместного обсуждения вызовов современного образования.
Стремительный технологический прогресс и цифровая трансформация требуют внимания ученых и исследователей. Появление искусственного интеллекта открывает возможности индивидуального обучения, комплексного развития школьников и студентов. Одновременно с этим возникает необходимость объединения и расширения традиционных методов проектирования образовательной системы путем внедрения инновационных подходов.
С приветственным словом выступили председатель Совета ректоров вузов Юга России, президент ЮФУ, академик РАО Марина Боровская и академик РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Ольга Гукаленко, а также руководитель Лиги преподавателей высшей школы Елена Ляпунцова.
В первом блоке экспертных выступлений были освещены проблемы развития навыков будущего. Екатерина Степанюк, и.о. ректора Азовского государственного педагогического университета, подчеркнула важность подготовки педагогических кадров для формирования компетенций людей будущего. Особенности университетского образования были представлены в докладе и.о. проректора по учебной работе, качеству образования – первого проректора Кубанского государственного университета Темыра Хагурова. Воспитательный аспект в работе с молодежью был рассмотрен Н. А. Михальченковой, профессором кафедры политического анализа Российского государственного социального университета. Взаимосвязь навыков будущего и исследовательского потенциала проанализировала Людмила Дикая, главный научный сотрудник лаборатории «Исследования навыков будущего» ЮФУ.
В блок экспертных выступлений «Искусственный интеллект в образовательной среде» вошел доклад Максима Скрябина, советника проректора, заведующего научной лаборатории «Доказательное образование и учебная аналитика» ЮФУ. Была подчеркнута необходимость развития педагогов, учитывая возможности цифрового образования. Татьяна Лешкевич, профессор кафедры общей и педагогической психологии ЮФУ, оценила риски появления феномена «ленивого мозга» в связи с активным использованием молодежью искусственного интеллекта в учебной деятельности. Опытом внедрения информационных технологий в научно-образовательную сферу университета поделились ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра цифровых, интеллектуальных и инновационных технологий Майкопского государственного технологического университета Николай Лябах и профессор кафедры информационной безопасности и прикладной информатики Майкопского государственного технологического университета Сергей Чефранов. Также о своем видении будущего образовательной среды поделилась Анна Коваленко, заведующая кафедрой анализа данных и искусственного интеллекта факультета компьютерных технологий и прикладной математики Кубанского государственного университета.
Лучшие практики проектирования и модернизации образовательной среды были проанализированы в третьем блоке экспертных выступлений. Игорь Журавлев, директор Всероссийского детского центра «СМЕНА» представил результаты практического опыта объединения образования и цифровых технологий. Виктория Кожевникова, заместитель директора по инклюзивному образованию Института психологии им. Л. С. Выготского; создатель и идейный вдохновитель Ассоциации Фребель-педагогов, охарактеризовала психолого-педагогический портрет педагога в цифровой образовательной среде, а перечень квалификационных требований к ним осветил Роман Бондаренко, президент Ассоциации инноваций в сфере образования. Важность учета социально-педагогического проектирования в системе высшего образования представил В. А. Кирик, директор Академии психологии и педагогики ЮФУ.
Активное участие в дискуссии приняли Ирина Власюк, директор института истории, международных отношений и социальных технологий Волгоградского государственного университета, и Надежда Ильинова, директор департамента образовательной политики Адыгейского государственного университета.
В результате обсуждения эксперты постановили:
- Инициировать и издать монографию по цифровой дидактике и по цифровой трансформации университетов.
- Организовать пилотное межвузовское исследование по разработке методологии и методике оценки компетенций педагога, связанных с использованием цифровых помощников, инструментов в рамках системы квалификации.
Полная запись работы круглого стола доступна по ссылке: http://sfedu.ru/go/08390caaf018
Автор текста: Владимир Кирик, ред. Ольга Молоткова
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77340