Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
26.03.2025

Как подготовить конкурентоспособных специалистов: ученые ЮФУ предлагают новые образовательные технологии

26.03.2025

Специалисты Академии психологии и педагогики ЮФУ представили новую педагогическую концепцию, направленную на формирование человеческого капитала студентов. Результаты исследования показали необходимость пересмотра традиционных методов высшего образования в условиях современных требований рынка труда.

Ученые Академии психологии и педагогики ЮФУ провели масштабное исследование, направленное на формирование человеческого капитала студентов через внедрение современных образовательных подходов. Руководили проектом доктор педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой социальной педагогики Ольга Галустян и кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессионально-педагогического образования Александр Блохин.

«Высшая школа сегодня нуждается в масштабных педагогических инновациях, которые смогут повысить эффективность образования. В связи с этим на современном этапе улучшения образования российским научным сообществом особое внимание уделяется исследованиям формирования человеческого капитала студентов средствами инновационного обучения, как одним из методов повышения качества образования», — рассказала Ольга Галустян.

Разработанная технология представляет собой систему педагогических действий, направленных на достижение значений показателей индивидуального человеческого капитала. Она включает обучение студентов в рамках модульной программы, составленной в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Концепция разработана на основе анализа научной литературы, требований ФГОС ВО и запросов работодателей. Она ориентирована на формирование таких критериев человеческого капитала, как капитал здоровья, капитал образованности, культурно-нравственный, организационно-предпринимательский, интеллектуальный, трудовой и социальный капитал. Для оценки уровня человеческого капитала была разработана система критериев, позволяющая фиксировать его динамику. Технологическую основу методики составляют пакет стандартных психолого-педагогических методик, вошедших в тестовую базу данных «Индивидуальный человеческий капитал», и компьютерная программа «Методика оценки индивидуального человеческого капитала».

«Для определения уровня сформированности человеческого капитала студентов были разработаны “Программа для определения параметра человеческого капитала индивидуума” и база данных “Динамика изменения показателя человеческого капитала”. Разработанная методика оценки человеческого капитала может применяться на различных этапах образовательного процесса в высшей школе. Например, перед началом учебного процесса — “человеческий капитал на входе” и по окончании учебного процесса — “человеческий капитал на выходе”», — отметили авторы исследования.

Апробация технологии формирования человеческого капитала студентов средствами высшего образования осуществляется на базе Академии психологии и педагогики ЮФУ.

«Индивидуальный человеческий капитал студента свидетельствует о качестве предоставляемого вузом образования. Существенным аспектом эффективной организации образовательного процесса в вузе и формирования в этой системе человеческого капитала студента является необходимость внедрения новой образовательной политики с современными образовательными подходами и технологиями», — подчеркивают специалисты.

В настоящее время ученые продолжают исследования по апробации новых педагогических подходов в обучении. Основные результаты исследования представлены в журнале «Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки» (Q2).

 

Автор текста: Ольга Галустян, ред. Юлия Сопрунова

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77365

Дополнительные материалы по теме