Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
23.04.2025

В ЮФУ обсудили единую систему преподавания истории с первого класса школы до аспирантуры

23.04.2025

На площадке Южного федерального университета 22 апреля состоялся региональный научно-практический форум учителей истории и обществознания «Актуальные вопросы формирования преемственности исторического образования и исторического просвещения: от школьного к послевузовскому уровню образования».

Форум прошел в рамках мероприятий исторического форума «Наша история – наша Победа», организаторами выступили ЮФУ и Законодательное собрание Ростовской области.

Открылся форум пленарным заседанием, в котором приняли участие преподаватели вузов, школ, научные сотрудники музеев, архивов и библиотек, аспиранты и студенты ЮФУ.
 

Ректор ЮФУ Инна Шевченко подчеркнула важность изучения истории в образовании по любым специальностям, потому что через знание истории происходит культурное развитие образованного человека.

«Знание истории Отечества — это одна из основ сохранения уникальной российской цивилизации. Роль университета в сохранении исторической памяти — это роль исследовательского и методологического центра, который ведёт междисциплинарные проекты, объединяющие области знания истории, культурологии, философии и других гуманитарных наук. В нашем деле важна как общая централизованная работа лучших экспертов страны, которые могут написать единый учебник, составить единую методику преподавания, так и работа на местах, ведь в преподавание истории важно внедрять региональный компонент вплоть до истории отдельных населённых пунктов», — поделилась Инна Шевченко.

Ректор добавила, что наиболее важным вопросом, на который может ответить только академическое сообщество, является преподавание тех страниц истории, которые пишутся прямо сейчас.

 

Директор Института истории и международных отношений ЮФУ Мария Пономарёва рассказала об особенностях преподавания истории на различных уровнях: для дошкольников, школьников, старшеклассников, студентов, магистров и для взрослых людей, получающих, например, дополнительное образование.

«Общее у каждого из этих уровней — это высокая роль педагога, который не просто преподносит готовый материал, а осмысляет его вместе с учениками. И очень приятно, когда школьные учителя приходят в университет и интересуются, а что нового было открыто в исторической науке, какие сейчас актуальные формы и методы исторического просвещения. Мы с радостью обо всём этом рассказываем», — подчеркнула Мария Пономарёва.

 

Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по просвещению Лариса Тутова поделилась тем, как активно современное поколение школьников добровольно включается в проекты, направленные на сохранение исторической памяти. По ее словам, школьники, даже учащиеся младших классов, ухаживают за братскими могилами, военными памятниками, мемориальными досками, если учитель доступно объяснит им, почему это важно.

 

Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Цунаева вспомнила собственный опыт работы школьным учителем истории и обществознания. Она поблагодарила Южный федеральный университет за участие в проекте «Без срока давности» и обнародование новых свидетельств преступлений нацистов, что позволяет более наглядно говорить со школьниками о Великой Отечественной войне.

Председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана Мананкина напомнила, что Президент России поставил перед государственными органами и научным сообществом задачи по улучшению исторического просвещения. Одной из таких инициатив является возрождение внеклассных образовательных программ по истории. Депутат заксобрания призвала участников форума выработать предложения для законодательной власти, как можно облегчить и улучшить работу учителей истории.

 

Елена Малышева, руководитель Центра исторической памяти при Президенте РФ, член Общественной палаты РФ отметила, что в основе исторической памяти должна лежать документальная база, архивные документы, межпоколенческий диалог — внимание к ним первоочередно.

«Это позволяет нам говорить об исторической правде. Историческая память должна базироваться также и на глубоком научном исследовании. Смысловое содержание всех ценностных ориентиров и ключевых приоритетов должно составлять именно академические знание. Это делает историческую память социально ответственной и устойчивой к внешним деструктивным вызовам», - сказала Елена Малышева.

Особая, ответственная миссия сегодня на плечах начинающих историков. Именно молодые специалисты будут развивать те ценностные ориентиры, которые для жизни нашей страны имеют определяющее значение. Очень важно, чтобы эта работа проводилась с опорой на историческую память.

 

Форум «Актуальные вопросы формирования преемственности исторического образования и исторического просвещения: от школьного к послевузовскому уровню образования» проводился Институтом истории и международных отношений ЮФУ совместно с региональным отделением Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания и отделением Российского исторического общества в Ростовской области, при поддержке Законодательного собрания Ростовской области и был посвящен обсуждению конкретных лучших практик формирования у учащегося целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, формированию личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

В рамках форума обсуждались наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением и поддержкой эффективного и высококачественного преподавания истории и обществознания в школах и средних специальных учебных заведениях, повышение качества школьного исторического образования, а также подготовки учителей в вузах России. В ходе работы форума были выработаны практические рекомендации по повышению уровня исторического образования на разных уровнях. Форум направлен также на обсуждение особенностей и направления развития дополнительного образования в школе, построения внеурочной работы, подготовки школьников к олимпиадным состязаниям. Эти задачи приобретают в последние годы все большее значение в школе и становятся одной из приоритетных направлений развития образования.

 

Особое внимание было уделено профессиональному обсуждению необходимости создания единого подхода к изучению исторического процесса на разных уровнях образования: от дошкольного к вузовскому и послевузовскому.

Также в рамках работы форума прошли шесть тематических круглых столов, обучающие семинары и мастер-классы.

Автор текста: Алексей Романенко, ред. Ольга Молоткова

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77662

Дополнительные материалы по теме