Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
вчера

Корабли надежды: как «Алые паруса» стали символом света в темные времена

вчера

Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения Александра Грина — великого русского писателя и романтика, чьё творчество продолжает вдохновлять читателей по всему миру

Александр Грин подарил литературе удивительные сказочные миры, где царят вера в добро, сила духа и высокая романтическая свобода. Его знаменитые повести и романы продолжают трогать сердца и учат видеть прекрасное в каждом дне.

О том, как исторические события, в которых жил писатель, отразились на его творчестве и каково значение повести «Алые паруса» в литературе, рассказал доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы Южного федерального университета Олег Иванов.

Как известно, «Алые паруса», «Бегущая по волнам» и «Блистающий мир» — самые популярные произведения Александра Грина. Олег Борисович отмечает, что их распространённость объясняется верой в чудо, стремлением к свободе и высоким чувствам, которые они в себе несут.

«С установлением советской власти, после тяжёлых лет революции и Гражданской войны, литература ищет в сказочных, экзотических мирах романтику, идеализм и счастливые развязки, всё то, чего не хватает в новой реальности. В «Алых парусах» Александр Грин уводит читателей в параллельный мир, не привязанный ко времени и географии, чтобы поговорить о любви, добре и вере в чудо», — рассказал Олег Иванов.

Также Олег Борисович добавил, что это действительно удивительное произведение, оно отличается тонким психологизмом и остротой конфликта между обыденным и возвышенным. Построение «Алых парусов» напоминает смену декораций на сцене, что соответствует жанру повести-феерия: произведение, которое включает в себя мифологические, сказочные элементы, показанные, тем не менее, сквозь призму реальности. Также в повести есть особое место – Каперна, есть путешествие, есть благородный герой – Грей и злодей – Меннерс, есть красочная символика – образы корабля, моря, алых парусов.

Творчество Грина строится как переплетённый цикл текстов, где образами, городами, персонажами и сюжетами он выстраивает общую вселенную. Эта вселенная поддерживается повтором и ассоциативной связью, превращая отдельные произведения в единый сверхтекст с сохранённой памятью о своих частях.

«Работа Грина над образами, типажами, сюжетами, «дописывание» из текста в текст пространства, так называемой Гринландии (по определению самого писателя), находят отражение в своеобразии его прозы, для которой характерны ассоциативность, музыкальность, многоуровневая система повторов, на что указывают многие исследователи. Между произведениями писателя намечаются тематические, образные, ситуативные переклички: рисуются однородные по тону пейзажи, упоминаются одни и те же города, повторяются имена действующих лиц, делаются ссылки на прежние сюжеты, намечаются будущие. Произведения Александра Грина объединяются разветвлённой системой межтекстовых связей (интертекстуальных и автоинтертекстуальных), что позволяет говорить о его прозе как о сверхтекстовом единстве особого рода, каждый отдельный текст в котором сохраняет в памяти другие произведения», — добавил Олег Иванов.

Помимо этого, доцент отметил, что Александр Грин ввёл в русскую литературу новый романтический идеал. В отличие от классического романтизма, этот идеал не находится отдельно во времени или пространстве, а присутствует повсюду в реальной жизни вокруг человека. Идеал доступен каждому, но для его осознания и достижения нужна особая внутренняя работа и усилия.

Однако, несмотря на всю гениальность и новаторство писателя, многие критики не принимали его творчество всерьёз, особенно то, где изображались вымышленные герои и нереальные обстоятельства.

«В большинстве своём советская литературная критика долгое время относилась к Грину пренебрежительно, считая писателем, не откликающимся на запросы эпохи, называла его «попутчиком» (человеком, который разделял некоторые цели большевиков, но не всегда следовал их политической линии, не был членом их партии), эпигоном, стилизатором и т. п. Но с начала 1960-х годов отношение к писателю меняется в лучшую сторону, что и существует по сей день», — прокомментировал Олег Борисович.

Творчество Александра Грина остаётся живым и актуальным по сей день, продолжая вдохновлять новые поколения читателей и творцов. Его произведения напоминают нам о необходимости верить в мечту и искать красоту даже в обыденной жизни. «Алые паруса» — это не просто сказка, а символ надежды и силы духа, способный дарить свет в любые, даже самые тёмные времена. В этом и заключается настоящее литературное чудо Грина — умение соединять фантазию с глубокой человеческой правдой, создавая мир, в который хочется возвращаться вновь и вновь. Недаром именно «Алые паруса» стали символом всероссийского выпускного, надеждой на счастливое будущее многих поколений российских школьников. Ежегодно парусник с алыми парусами становится одним из главных героев масштабного праздника российских выпускников, который проводится в Санкт-Петербурге.

Автор текста: Мария Буланова, ред. Ольга Молоткова

 

 

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78319

Дополнительные материалы по теме