Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
30 сентября 2025 г.

Преподаватели вузов Юга России прошли образовательную программу «Проводники смыслов. ДНК России»

30 сентября 2025 г.

26–27 сентября на площадке «Дон Плаза» прошли образовательные мероприятия для профессорско-преподавательского состава вузов Юга России в рамках программы «Проводники смыслов. ДНК России».

Главные задачи проекта «Проводники смыслов. ДНК России» — формирование у участников понимания государственной политики в сфере воспитательной работы, проектирование ценностно-ориентированных событий и создание сообществ преподавателей — Клубов создателей смыслов. Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное агентство по делам молодёжи, проект «ДНК России» и Южный федеральный университет.

 

 

В числе приглашённых гостей были ректор Южного федерального университета Инна Шевченко, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, программный директор, эксперт, ведущий модератор проекта «ДНК России», руководитель проектов Ассоциации МАКО Наталия Зайцева, вице-президент Российской академии образования (РАО), доктор психологических наук, академик РАО Виктор Басюк, руководитель ОМЦ в ЮФУ, заведующий кафедрой теоретической и прикладной политологии Роман Пупыкин.

 

Открытие мероприятия состоялось в торжественной обстановке с участием ректора университета, где Инна Константиновна подчеркнула, что в условиях современных вызовов университет должен воспитывать не только профессионалов, но и граждан, знающих историю своей страны и готовых к служению Отечеству. 

 

 

«Служение университетов Отечеству очень многогранно. Помимо научных прорывов и технологического суверенитета мы занимаемся тем, что обучаем интеллектуальную элиту. Выпускник вуза должен быть не только профессионалом, но и гражданином великой Родины. Без базового гуманитарного образования, без понимания смыслов, без понимания тех закономерностей, к которым исторически пришел мир и наша страна, наверное, сложно будет работать и инженером, и химиком, и физиком. Ну и, конечно, совсем невозможно работать педагогом, который заходит в класс и растит будущее поколение. Поколение, которому мы через какое-то время передадим управление и университетом, и регионами, и, конечно, нашей большой страной», — подчеркнула Инна Шевченко.

 

 

Программа стартовала с ключевого выступления по видеосвязи заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой, которая отметила большую роль Южного федерального университета в разработке курса «Основы российской государственности».

 

 

«Именно эксперты ЮФУ с первого дня проекта говорили, что самый правильный формат — это диалог со студентом, и сегодня это стало общим местом для всех вузов страны. Мы прекрасно осознаём, что ни один ректор, ни одна команда проректоров не могут дотянуться до каждого студента лично. Только за счет ежедневной, безусловной работы каждого преподавателя, их активной позиции, мы решаем воспитательную задачу вуза. Преподаватели, как проводники знаний, вовлекают студентов, включают «рецепторы» познания. Именно это позволяет нам в целом решать те масштабные задачи, которые стоят перед системой высшего образования», — рассказала Ольга Петрова на открытии образовательного мероприятия.

 

Программный директор и ведущий модератор проекта «ДНК России» Наталия Зайцева обсудила с участниками задачи формирования сообщества преподавателей – Клуба создателей смыслов, а также руководила несколькими мастерскими по проектированию ценностно ориентированных событий. Во второй день Наталия Александровна прочитала для участников лекцию «Ценностно ориентированное событие как основа сообщества преподавателей».

 

Лектор проекта «ДНК России» Роман Пупыкин рассказал о мировоззренческих основах проекта, уделив внимание важности формирования ценностей и смыслов у студентов.

 

«Проект «ДНК России» включает важнейший исследовательский блок. Мы не только создаем новую модель образования, но и формируем междисциплинарные научные школы. Их задача — дать научные ответы на сложные вопросы, которые неизбежно возникают у студентов курса «Основы российской государственности», — подчеркнул Роман Пупыкин.

 

По словам спикера, в рамках проекта исследования, разработка и апробация ведутся одновременно, что значительно сокращает сроки. Критически важно вовлечение максимально широкого круга экспертов — экономистов, правоведов, философов, культурологов, социологов, педагогов. Лишних здесь нет. Эта сложная работа уже ведется: так, в начале 2024 года ЮФУ успешно пересмотрел и создал новый учебно-методический комплекс по культурологии, что стало примером выработки единых подходов, актуальных для всей страны.

 

 

После этого участники приступили к групповой работе, где на практике отрабатывали понимание ключевых смыслов в мировоззренческих формулах и методы работы с ними.


Заключительная часть первого дня была посвящена деятельности Росмолодёжи в сфере молодежной политики и воспитания, которую представил председатель комитета по молодежной политике Ростовской области Олег Отроков. Также состоялась тематическая викторина «Проводники смыслов», направленная на закрепление полученных знаний.

 

Во второй день образовательного мероприятия в центре внимания была лекция Виктора Басюка — вице-президента Российской академии образования, доктора психологических наук, академика РАО, осветившего смыслы воспитательной работы в вузах.

 

«Коллеги, эффективность воспитательной работы определяется не тем, что мы говорим студентам о ценностях, а тем, принимают ли они эти ценности как свои собственные. В этом контексте ключевое значение имеет научная школа Валерии Сергеевны Мухиной, которая выделила механизмы формирования самосознания - идентификацию и обособление. Именно эти механизмы лежат в основе усвоения личностью ценностей. Важнейшим понятием этой научной школы является «идеополе» общественное самосознание человечества как носитель ценностей, накопленных поколениями. Это своего рода «облако смыслов», существующее над нами и передающееся через культуру, образование и воспитание. Задача вуза заключается в создании условий, при которых студент сможет осознанно подключиться к этому "облаку смыслов", найти в нем личные ориентиры и сделать их основой своей профессиональной и гражданской позиции. Именно в этом состоит глубинный смысл воспитательной работы в высшей школе», — поделился Виктор Басюк.

 

 

Завершением стали групповые практические занятия по проектированию событий и представление результатов работы, а в финале мероприятия участникам вручали сертификаты.

 

Таким образом, «Проводники смыслов. ДНК России» стали значимым шагом в развитии ценностного воспитания в высшем образовании, объединив профессиональное сообщество для обмена опытом и формирования единого подхода к важнейшим задачам современной педагогики и воспитательной работы.

Автор текста: Мария Буланова, ред. Ольга Молоткова

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78605

Дополнительные материалы по теме