Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
1 октября 2025 г.

История в камне: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ на Пушкинской, 140

1 октября 2025 г.

russian-seasons.ru Реклама Русские Сезоны - квартал с видом на Кремль | О проекте | Расположение | Интерьеры | Выберите квартиру Подробнее ЮФУ | SFEDU 4394 подписчика Вы подписаны История в камне: Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ на Пушкинской, 140 26 сентября 40 11 мин В Ростове-на-Дону по адресу Пушкинская улица, 140, находится здание, в котором переплелись судьбы донского купечества, трагические страницы военного лихолетья и история большой науки. Сегодня здесь располагается Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, а столетие назад здание, известное как смешанное училище имени Елпидифора Парамонова, стало одним из первых в городе опытов совместного, хотя и раздельного, обучения мальчиков и девочек.

Завещание купца: благотворительность как семейный долг

В 1909 году скончался один из самых влиятельных и богатых людей на Юге России, крупный предприниматель и хлеботорговец, владелец многочисленной пароходной флотилии, купец первой гильдии Елпидифор Трофимович Парамонов. Его коммерческие интересы простирались от зерновых ссыпок и паровых мельниц до сахарных заводов и угольных копей, а его состояние было поистине колоссальным.

Свое завещание Парамонов-старший составил с размахом, соответствующим его жизненным принципам. Помимо раздела капитала между наследниками, он распорядился направить значительную часть средств на благотворительные цели, столь ценимые в купеческой среде. Одной из главных его посмертных воль было учреждение в Ростове-на-Дону нового учебного заведения — смешанного училища, призванного нести свет просвещения.

Бремя исполнения воли отца легло на плечи его сыновей — Петра и Николая Парамоновых. Если знаменитый особняк Николая Парамонова (ныне Зональная научная библиотека ЮФУ) стал символом личной роскоши, утонченного вкуса и меценатства, то это здание неподалёку от особняка с момента своего появления воплощало идею общественного блага, социальной ответственности и верности семейным заветам.

Выбор именно смешанного училища был для своего времени смелым и прогрессивным шагом. В дореволюционной России система образования была жестко раздельной: мужские гимназии, реальные и коммерческие училища существовали отдельно от женских гимназий и институтов благородных девиц. Создание учебного заведения «смешанного типа», даже с условием полного разделения потоков, говорило о желании семьи Парамоновых внести вклад в развитие городской образовательной среды.

Финансирование строительства и последующего содержания училища взяло на себя семейное товарищество «Парамонова сыновья в Ростове-на-Дону», которое братья основали после смерти отца, чтобы не дробить капитал. Это решение демонстрировало их единство и серьезность намерений в деле увековечивания памяти родителя.

Архитектура раздельного обучения: два училища под одной крышей

Для реализации амбициозного проекта братья Парамоновы привлекли одного из самых востребованных и талантливых зодчих дореволюционного Ростова — Григория Николаевича Васильева. К ноябрю 1911 года архитектор, уже прославившийся своими работами в городе (в том числе проектом доходного дома Кистова — будущего Главного корпуса ЮФУ), получил от заказчиков четкое и нетипичное техническое задание.

Васильеву предстояло построить не просто школу, а два абсолютно самостоятельных училища в одном здании — мужское и женское. Задача состояла в том, чтобы архитектурно обеспечить их полную изоляцию друг от друга, исключив любые возможности для случайных встреч учеников и учениц.

Архитектор блестяще справился с этой задачей, выбрав для внешнего облика здания строгий, почти аскетичный греческий стиль. В отличие от насыщенного античными реминисценциями особняка Парамонова работы Леонида Эберга, стиль Васильева был лишен пышности. Лаконичные формы, симметрия, скромный декор в виде рустовки первого этажа и легкого античного орнамента — все это должно было внушать чувство порядка, дисциплины и уважения к знанию.

Фасад здания был решен с безупречной симметрией. В наши дни главной особенностью, бросающейся в глаза, является центральный вход, однако изначально его не существовало. Парадных входов, ведущих в самостоятельные вестибюли, было два, и располагались они по флангам здания — с крайнего правого и крайнего левого краев. Мальчики заходили в свою часть здания с одной стороны, девочки — строго с другой.

Внутренняя планировка была выстроена с педантичной точностью. Весь первый этаж был отдан под мужское начальное училище. Второй этаж целиком занимало женское училище. На каждом этаже были оборудованы свои просторные рекреационные залы для отдыха между уроками — по сути, отдельные холлы для каждого из учебных заведений. Лестницы также были раздельными. Даже квартиры для заведующих мужской и женской школами были предусмотрены свои, изолированные. Концепция общего коридора была полностью исключена.

Строительство, начатое в 1911 году, заняло чуть более двух лет и велось под пристальным вниманием городской общественности. Уже в ноябре 1913-го газета «Приазовский край» писала о завершении «крупного здания мужской и женской гимназии», не скупясь на похвалы и называя его лучшим из школьных сооружений Ростова-на-Дону. Торжественный акт освящения училища состоялся 2 ноября 1913 года, и учебное заведение официально получило имя своего основателя — Елпидифора Трофимовича Парамонова.

Трагедия военных лет: от лазарета до места скорби

Мирная и просветительская жизнь в стенах училища была недолгой. Разразившаяся в 1914 году Первая мировая война коренным образом изменила предназначение здания. Братья Парамоновы, исполняя свой гражданский долг, обратились к городским властям с просьбой разрешить устройство в здании училища лазарета для раненых солдат и офицеров. Так просветительское учреждение впервые стало учреждением здравоохранения.

После революции 1917 года и установления советской власти здание не вернулось к первоначальной функции. В 1920-х годах его приспособили под психоневрологическую лечебницу. Бывшие учебные классы и рекреационные залы были переоборудованы в палаты для пациентов, столовые, процедурные кабинеты и ванные комнаты. Пространство, созданное для учебы, стало местом лечения и ухода.

Самые чёрные и трагические страницы в истории здания были вписаны в годы Великой Отечественной войны, в период второй, долгой немецкой оккупации Ростова-на-Дону летом 1942 – зимой 1943 годов. Нацистская идеология, основанная на человеконенавистнической теории расовой гигиены, проводила политику так называемой «санации» — физического уничтожения тех, кого захватчики считали «неполноценными» и «бесполезными едоками».

Главный врач больницы, товарищ Манукьян, в преддверии прихода немцев предприняла отчаянные попытки спасти пациентов. Часть из них, в основном военнослужащие Красной Армии, была эвакуирована. Других больных, имевших в городе родственников, отпустили по домам. В результате этих мер в здании лечебницы осталось 75 человек — самых тяжелых, «социально опасных» пациентов, не способных к передвижению и требующих постоянного ухода. Исполнять обязанности главного врача в условиях оккупации осталась Анна Евстафьева.

2 августа 1942 года здание посетила немецкая врачебная комиссия. Офицеры осмотрели оставшихся больных и составили список, куда вошли ровно 75 имен. На следующий день, 3 августа, к лечебнице подъехала зондеркоманда. Здание было оцеплено. Пациентов, которые могли ходить, вывели под конвоем. Лежачих больных санитарки, рыдая, выносили на простынях. Всех их погрузили в закрытые грузовики-«душегубки», которые нацисты цинично называли «пекарнями», где людей умерщвляли выхлопными газами.

6 августа 1942 года опустевшее здание было занято немецкими частями. По некоторым данным, здесь разместили общежитие для военных шоферов. А перед своим поспешным отступлением в феврале 1943 года оккупанты, следуя тактике выжженной земли, заминировали и взорвали здание. От него остались только почерневшие от огня несущие стены, груды битого кирпича и искорёженные металлические конструкции перекрытий.

Послевоенное возрождение: от больницы к науке

После окончательного освобождения Ростова-на-Дону в феврале 1943 года город лежал в руинах. Среди сотен разрушенных зданий была и почерневшая коробка бывшего парамоновского училища. Казалось, его история закончена. Однако уже в 1947 году, всего через два года после Великой Победы, было принято решение о его восстановлении.

Подход к восстановлению был основательным и творческим. Здание не просто воссоздавали по старым чертежам — его решили значительно расширить и модернизировать. К обоим крыльям были пристроены новые объемы, что увеличило полезную площадь. Именно в ходе этой масштабной реконструкции и появился тот самый центральный вход, который служит главным порталом в здание сегодня. Прежние, раздельные парадные двери для мальчиков и девочек, ушли в прошлое вместе с эпохой, их породившей.

В обновлённом и расширенном здании снова разместилась психоневрологическая больница, но теперь — соответствующая современным на тот момент стандартам. Помимо палат на 75 взрослых и 10 детских мест, здесь появились собственная клинико-диагностическая лаборатория, аптека, физиотерапевтическое отделение и санпропускник. Для нужд лечебницы во дворе был выстроен целый хозяйственный блок: одноэтажная кухня, сараи, ледник для хранения продуктов, беседка для отдыха пациентов и даже спортивная площадка.

Лечебное учреждение проработало здесь почти два десятилетия. Но в 1969 году судьба здания совершила новый, на этот раз окончательный и судьбоносный поворот, вернувший его к интеллектуальной и просветительской деятельности.

Рождение научного центра: миссия Юрия Жданова

В 1969 году вышло историческое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании в Ростове-на-Дону Северо-Кавказского научного центра высшей школы (СКНЦ ВШ). Его целью было объединение разрозненного научного потенциала вузов всего многонационального региона для решения масштабных народно-хозяйственных задач.

Для размещения нового научного штаба требовалось солидное, просторное и представительное здание. Выбор пал на восстановленное здание на Пушкинской, 140, уже имевшее богатую и символичную историю. Так в 1969 году оно было передано Северо-Кавказскому научному центру.

Ключевой фигурой, стоявшей за созданием СКНЦ, был Юрий Андреевич Жданов — ректор Ростовского государственного университета на протяжении 31 года, выдающийся химик, философ и блестящий организатор науки. Ещё в 1958 году он открыто заявлял, что отсутствие единого научного центра на Юге России — серьезное упущение, сдерживающее развитие региона.

Изначально Жданов и его единомышленники предлагали создать региональный центр Академии наук СССР. Однако министерства высшего образования СССР и РСФСР, опасаясь ведомственных конфликтов, настояли на уникальном формате — научном центре высшей школы. Это было первое в Советском Союзе региональное объединение такого рода, основанное на базе университета.

Став председателем Совета СКНЦ ВШ, Юрий Жданов вложил в его становление колоссальную энергию. Главным принципом работы центра стала интеграция без подмены: он не должен был дублировать работу вузов, а координировать их совместные усилия в решении задач, непосильных для одного института. Вторым ключевым принципом была ориентация на практические нужды Северного Кавказа.

Центр сыграл неоценимую роль в создании и укреплении университетов по всему региону. До его появления классических университетов на Северном Кавказе было лишь два — Ростовский и Дагестанский. При активном содействии СКНЦ ВШ появились и окрепли университеты в Ставрополе, Краснодаре, Нальчике, Грозном, Владикавказе и Майкопе.

Ученые, объединенные центром, подготовили фундаментальные труды, не потерявшие актуальности и сегодня, – многотомные издания «Природные ресурсы и производительные силы Северного Кавказа» и «История народов Северного Кавказа». Одним из ярчайших достижений стала разработка математической модели Азовского моря, удостоенная Государственной премии СССР.

Масштабы деятельности центра были впечатляющими: к середине 1970-х годов СКНЦ ВШ координировал работу 44 вузов и 63 научно-исследовательских институтов, объединяя около 780 докторов и 9 тысяч кандидатов наук. С 1973 года центр начал выпускать авторитетный научный журнал «Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы».

Наши дни: преемственность поколений в стенах университета

В 2006 году, в ходе реформы высшего образования, Северо-Кавказский научный центр высшей школы вошёл в состав newly created Южного федерального университета как одно из его ключевых научно-структурных подразделений. В том же году была реализована и изначальная мечта Юрия Жданова — в Ростове-на-Дону открылся Южный научный центр Российской академии наук.

В 2018 году историческое здание на Пушкинской, 140, обрело новую жизнь, став учебным корпусом для Института истории и международных отношений (ИИМО) ЮФУ. Сегодня это динамичное научно-образовательное подразделение готовит историков, международников, политологов и учителей.

В стенах здания, помимо современных аудиторий, располагается Учебный музей археологии ИИМО, основанный в 1983 году. Его фонды, насчитывающие несколько тысяч подлинных археологических находок, постоянно пополняются силами университетских экспедиций. Сердцем здания является мемориальный кабинет-музей Юрия Жданова, где сохранена подлинная рабочая обстановка с его личными вещами, книгами и наградами.

СКНЦ ВШ продолжает активную научную деятельность в составе ЮФУ. При нем работают редакции четырех рецензируемых научных журналов, входящих в список ВАК: «Научная мысль Кавказа», «Гуманитарные и социально-экономические науки», «Гуманитарные и социальные науки» и «Новое прошлое». Здесь также базируется Центр политической концептологии и Региональное отделение Российской академии образования, которое возглавляет президент ЮФУ Марина Боровская.

Это здание — живой символ преемственности и служения. От купеческого училища до научного центра, от военного лазарета до места трагедии и, наконец, до современного института — его стены видели всю многослойную историю XX и XXI веков. Сегодня здесь, как и десятилетия назад, рождаются идеи, совершаются открытия, ведется преподавание и хранится память о тех, чья воля, труд и жертвы создали интеллектуальный форпост России на юге.

Автор текста: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78618

Дополнительные материалы по теме