Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
сегодня

Кисель на крыльце, опера на сцене Мариинского театра и статья в газете «Правда»: какой путь прошёл Дед Мороз, прежде чем попал к нам на праздник

сегодня

18 ноября Россия отмечает День рождения Деда Мороза — одного из самых узнаваемых и любимых персонажей народной культуры, чья история насчитывает многие столетия. Сегодня его знают как доброго зимнего волшебника, но путь к этому образу был долгим и связан как с древними верованиями, так и с литературой, массовой культурой и даже политикой.

Дед Мороз стал уникальным явлением русской традиции — архетипом дарителя, хранителем зимы и символом семейного новогоднего чуда. О том, как менялся его образ и почему именно 18 ноября считается его днём рождения, рассказывает заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук ЮФУ Екатерина Липец.

«В славянской традиции прообраз Деда Мороза возник как дух зимы и холода. Его не считали добрым: его боялись, но уважали. Он отвечал за морозы, снег, вьюги и всё, что сопровождало наступление зимы. Его называли по-разному: Морозник, Зимник, Студенец, Трескун. Описывали как невысокого седого старика с длинной белой бородой, в длинной голубой или красной шубе с белой отделкой и с посохом, которым он «усиливал» мороз. Также его часто представляли рядом с лесными зверями. Чтобы не прогневать духа зимы, люди приносили ему подношения. Обычно старший сын выходил на крыльцо, звал Мороза «на кисель» и просил не повредить урожай холодами. Этот образ был частью природного цикла: морозы давали земле отдых, но могли и погубить. Поэтому ранний Дед Мороз был двойственным — грозным духом природы, которого не столько любили, сколько стремились умилостивить», — рассказала Екатерина Липец.

Переломным моментом в восприятии Деда Мороза стала написанная в 1841 сказка «Мороз Иванович». Сенатор Российской империи, один из основателей Русского географического общества князь Владимир Одоевский к счастью для нас находил время и силы издавать детские сказки под псевдонимом Дедушка Ириней.

Стремясь противостоять засилью западных сказок и дать русским детям национальные образцы, совмещающие развлечение с обучением и логикой, он обратил внимание на народную сказку «Морозко». В расхожем тогда варианте Мороз всё ещё не добр, он замораживает до смерти ленивую сестру и спасает смиренную как нелицеприятный дух природы.

«Сказка Владимира Одоевского представила Мороза Ивановича как мудрого, справедливого старика, который живет в ледяном доме и награждает или наказывает Рукодельницу и Ленивицу в зависимости от их трудолюбия, старания и доброты. Автор осознанно наполняет своего персонажа моральными принципами, которые отражены в его поступках «за добро плати добром» или «по работе и награда». Был разрушен мистический образ, который несет разрушения, потери и смерть. И появляется функция одаривания не просто так, а за какие-то заслуги», — поделилась Екатерина Липец.

Помимо сказки «Мороз Иванович» на образ Деда Мороза повлияла пьеса Александра Островского «Снегурочка», написанная в 1873 году. Произведение рассказывало историю о дочери Мороза и Весны Красны —Снегурочке, тем самым создав образ «семьи» для Деда Мороза. А позже в 1881 году была написана опера Николая Римского-Корсакова на сюжет Островского, окончательно закрепив образ в культуре. Опера не выпадала из репертуара Мариинского театра много сезонов подряд.

До этого дедушка был одиноким, а появление Снегурочки сделало этого персонажа ближе к людям, наполнив понятными ценностными установками, добавило тепла и лиричности. Образ сурового старика уравновесился образом юной, нежной и трагической Снегурочки.

В начале XX века именно массовая визуальная культура — открытки и реклама — начала активно формировать узнаваемый сегодня внешний облик Деда Мороза.

«Появление рождественских почтовых открыток очень усилило эффект данного образа. Они стали распространяться по всей стране, и Дед Мороз стал ассоциироваться с Рождеством и Новым годом и у взрослых, и у детей. Раньше его изображали в шубе синего, белого или серебристого цвета — как духа зимы и инея. Под влиянием европейских рождественских открыток с Санта-Клаусом русские художники начали «примерять» на нашего Деда красную шубу — цвет богатства и праздника. Посох из магического инструмента, которым Мороз сковывал воду, превратился в красивый атрибут, часто хрустальный или серебряный. Через открытки и рекламу образ тиражировался и закреплялся в массовом сознании: добрый старик в красной или белой шубе, с мешком подарков, в окружении детей», — рассказала Екатерина Липец.

Несмотря на популярность, образ Деда Мороза не избежал перемен, которые принесла революция. После 1917 года его запретили: власти видели в нём и буржуазный пережиток, и рождественский символ. В рамках политики борьбы с «религиозными предрассудками» персонаж оказался нежелательным.

По словам Екатерины Юрьевны, возвращение Деда Мороза произошло в 1935 году. Это произошло по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. В газете «Правда» вышла его статья «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Это был ход по легитимации режима и созданию новых советских праздников. Народу нужны были простые радости, и ёлка с Дедом Морозом идеально подошли на роль семейного праздника.

Зимний волшебник вернулся уже как советский персонаж. Он стал добрым и внимательным гостем, который приходит с мешком подарков на праздник и дарит их детям. Хозяин морозов очень быстро стал неотъемлемой частью новогодней ночи. А позднее с Дедом Морозом стала появляться Снегурочка, созданная по образу героини Островского.

«Став официальным символом Нового года, Дед Мороз получил новые функции. Он должен был олицетворять для детей щедрость и изобилие советской власти, приносил подарки как знак заботы государства о подрастающем поколении и олицетворял счастливое советское детство. На утренниках он интересовался успехами детей, хвалил их за учёбу и говорил вести себя хорошо, слушать старших. Особенно любил Дед Мороз октябрят и пионеров. Постепенно он вытеснил рождественские смыслы и закрепил за собой роль главного персонажа именно светского новогоднего праздника», — добавила Екатерина Липец.

Кинематограф окончательно закрепил в культуре добрый, мудрый, справедливый, «очеловеченный» образ Деда Мороза. Фильм «Морозко», вышедший на экраны в 1964 году, показал Деда Мороза как справедливого, могущественного, но с чувством юмора волшебника. Он наказывает грубую Марфушеньку и награждает кроткую Настеньку, следуя сказочной логике, но без излишней суровости.

Дед Мороз был героем многих советских мультфильмов, но особенно нескольким поколениям детей запомнился самый оригинальный — «Дед Мороз и лето». Только появившись в 1969 мультфильм стал прорывом в образе зимнего волшебника, он показал его живым, любознательным, даже немного наивным персонажем, который мечтает увидеть лето. Мультфильм добавил ему трогательности, душевной теплоты и человечности, окончательно стерев последние следы древнего грозного духа.

По словам эксперта, роль Деда Мороза в XXI веке определяется несколькими важными аспектами. Во-первых, он остаётся объединяющим и неполитическим символом самого популярного народного праздника. Во-вторых, сегодня он выступает как национальный бренд: Дед Мороз стал знаком русской культуры и своеобразным «ответом» западному Санта-Клаусу. А резиденция в Великом Устюге превратилась в крупный туристический и торговый центр, где принимают гостей, письма и продают сувениры.

«День рождения Деда Мороза считается 18 ноября. Эта дата — результат красивого маркетингового хода. Отмечено, что в Великом Устюге в это время ударяют первые сильные морозы и наступает настоящая зима. Дата была выбрана условно, чтобы создать еще один повод для праздника и привлечения туристов», — дополняет Екатерина Липец.

Сейчас Дед Мороз глубоко и прочно интегрирован в культуру. Он пережил смену политических строев и доказал свою устойчивость. Несмотря на попытки советской власти его идеологизировать, в основе своей он остается внеполитическим символом чуда, щедрости и семейного тепла. Образ доказал свою способность эволюционировать, вбирая в себя новые черты, но сохраняя ядро. Людям нужен общий сказочный символ семейного праздника, и эту роль польностью выполняет Дед Мороз. 

 

Автор текста: Мария Буланова

Ред: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78981

Дополнительные материалы по теме