19 ноября отмечается День преподавателя высшей школы. В преддверии праздника о миссии университетских преподавателей рассказали сотрудники Южного федерального университета.
Заведующий кафедрой архитектуры жилых и общественных зданий Академии архитектуры и искусств ЮФУ, профессор Виктор Молчанов убежден, что главная задача преподавателя — добиться, чтобы студент не просто получил информацию, а научился одновременно знать и уметь. В архитектуре, считает он, это особенно важно, ведь специалист должен обладать комплексным знанием о мире и человеке и уметь практически создавать архитектурную форму, отвечающую требованиям пользы, прочности и красоты.
На торжественном собрании, посвященном 110-летию со дня основания Южного федерального университета Виктор Молчанов был награждён медалью «За доблестный труд на благо Донского края».
«Высшее образование — это в первую очередь возможность для студента потратить силы и ресурсы на свое внутреннее и профессиональное развитие, стать порядочным человеком и сформироваться как квалифицированный специалист в своей сфере», — рассказал Виктор Молчанов.
Профессор уверен, что вуз помогает развивать критическое мышление и способность к созданию нового, формируя обширный культурный и профессиональный кругозор.
Архитектурное проектирование как учебная дисциплина идет с первого курса до завершающего. В итоге каждый студент формирует свой творческий метод создания архитектурного объекта и применяет его для решения любых задач. Такой глубокий, выстраданный подход, по его мнению, невозможно просто почерпнуть извне — его нужно прожить.
На вопрос о том, кто такой настоящий наставник, Виктор Михайлович отвечает без раздумий: это порядочный человек и высокий профессионал, который своим поведением и деятельностью может увлечь студента, раскрыть его потенциал и направить в нужное для общества и профессии русло.
«Какие выпускники, такая будет и архитектура. Формируя молодых архитекторов, мы, по сути, прогнозируем архитектуру будущего. Студенты меняются от поколения к поколению, как и сама жизнь. Чтобы находить с ними общий язык, и наставнику необходимо меняться, критически подходя к инновациям, но при этом сохраняя школу и традиции для преемственности развития», — объясняет Виктор Молчанов.
Что касается мотивации, преподаватель исходит из того, что изначальное стремление к обучению у студента уже должно быть. А вот «зажечь искру» помогают индивидуальные подходы: вовлечение через творчество, совместное познание и демонстрация практической пользы.
«Своевременная поддержка и похвала, демонстрация позитива — сильнейшие инструменты в арсенале преподавателя. Но при этом преподаватель вуза должен быть требовательным профессионалом. Важно стать для студента старшим коллегой. Другом не нужно. Нужно совмещать роли профессионала и человеческой личности», — считает Виктор Молчанов.
Ключевой методикой в обучении архитекторов Виктор Михайлович называет проектную деятельность, где студент проходит полный путь от задачи до реализации, формируя компетенции самоорганизации и творчества.
Секрет своего стиля преподавания он видит в простых, но фундаментальных вещах: компетентности, открытости, уважении и ориентации на лучшие образцы архитектурной культуры. А его самого год за годом заряжает и вдохновляет в профессии одно — творчество. Творчество в архитектуре и науке, стремление познавать вместе со студентами тонкости и тайны профессии.
«Тому, кто только начинает карьеру университетского преподавателя и переживает, что он даст студентам, я советую обратить внимание на собственное развитие. Нужно самому формироваться как профессионал и как личность, и не отчаиваться на этом пути. Студенты помогут», — с улыбкой подытожил Виктор Молчанов.
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/79001

