Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
15 января 2025 г.

Александр Грибоедов: каким дипломатом был гений драмы

15 января 2025 г.

15 января исполняется 230 лет со дня рождения выдающегося русского писателя, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума».

 

Многие говорят о нем, как о писателе, но не каждый рассказывает о другой, большой части жизни Грибоедова – дипломатической. О достижениях многогранного деятеля рассказывает Валерия Бахтоярова, преподаватель кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета.

 

По словам эксперта, в конце XVIII и в самом начале XIX в. Российская империя столкнулась с весьма сильными игроками – Англией и Францией, которые соперничали за экономическую и политическую гегемонию на Ближнем и Среднем Востоке. Немаловажную роль в этом процессе начинает играть Персия, которая в эпоху наполеоновских войн прочно включается в орбиту внешней политики европейских держав и России. Этому способствует как англо-французское колониальное соперничество, так и упорное противодействие этих держав, особенно Англии, растущему русскому влиянию в Азии. В переломный этап, для российской международной политики и дипломатии, возникает яркая фигура Александра Сергеевича Грибоедова.

 

Дипломатическую карьеру Грибоедова следует рассматривать в контексте обострения именно Восточного вопроса, который сыграл ключевую роль не только в становлении Грибоедова как политика и дипломата, но и стал основой для развития плодотворных взаимоотношений стран Востока с Россией, сохранивших свою значимость и по сей день.

 

В 1818 году Александр Грибоедов был назначен секретарем при царском поверенном в Персии.  Его служба в Иране была сложной и трудной из-за интриг соперничавших с Россией держав, традиций восточной дипломатии. Европеец, очутившийся в Персии, нередко чувствовал себя перенесенным в средневековье.

«Я в течение целого дня должен был выдерживать диалектику XIII столетия», — заметил как-то Александр Сергеевич о своих переговорах с иранскими дипломатами.

 

Дипломат прилагал усилия, чтобы улучшить русско-иранские отношения, сделать их дружественными и тем самым укрепить русское влияние в Иране. 

 

 

В период с 1826 – 1828 года во время Русско-персидской войны Грибоедов участвовал в разработке выгодных для России условий Туркманчайского мирного трактата 1828 года и стал одним из ключевых участников переговорного процесса. Благодаря этому знаковому событию он закрепился в истории российской дипломатии. Договор подтверждал территориальные приобретения России, закреплённые ранее в 1813 году по Гюлистанскому мирному договору, а также переход к России территорий Эриванского и Нахичеванского ханства.

 

Договор создавал благоприятные условия для дальнейшего расширения экономического, политического и культурного влияния России на Среднем Востоке и в Средней Азии. Заключенный договор помог приобрести право доступа русских купцов к рынкам Азии, что способствовало обогащению развивающейся Российской империи и укреплению благосостояния её народа.

 

Также Туркманчайский договор положил конец попыткам Каджаров (ред. иранская династия тюркского происхождения) вернуть под свою власть народы Кавказа. В частности, он оказал большое влияние на судьбы армян: в соответствии с трактатом Восточная Армения была присоединена к России, что объективно-исторически было безусловно прогрессивным последствием войны.

 

 

После заключения мирного договора Грибоедов наблюдал за исполнением его основных положений. В задачи Александра Сергеевича входило добиться выплаты контрибуции, освободить пленных и помочь христианам Персии перебраться в пределы России.    В результате реализации этого договора в Россию переселились 135 тысяч армян и образована Армянская область с русским административным управлением

 

Одними из основных принципов ведения международных переговоров, которым руководствовался Александр Грибоедов, являлись умение слушать и понимать особенности иной культуры, в этом ему способствовало знание персидского языка, а также адаптивность и стратегическое мышление, которые помогали предугадать возможные ходы оппонента.

 

Грибоедов применял в своей дипломатической деятельности «принцип строжайшего правосудия», это означало, что восточная политика России должна быть справедливой и не основанной исключительно на праве сильного и силовых методах. Также это способствовало росту уважения местного населения по отношению к дипломату Грибоедову и его миссии. 

 

«России следует уважать учреждения восточных народов, их правовые, а равно другие институты, надлежит всемерно расширять и укреплять не только политические, но экономические и культурные связи со странами Среднего Востока, проводить в отношении этих стран политику влияния. Авторитет России на Среднем Востоке должен в первую очередь определяться не ее военным потенциалом, а мирным влиянием, крепкими экономическими и культурными связями с восточными народами», — писал Грибоедов в своих письмах.

 

Александр Сергеевич считал, что на завоеванных территориях, управляемых Россией, должны сохраняться местные национальные обычаи, должны быть облегчены налоговые сборы и упорядочено правосудие.  Только в этом случае Россия могла бы поддерживать свой авторитет, избегать волнений и беспорядков. Кстати, разработанный Грибоедовым метод ведения международных переговоров, рекомендован к применению современным дипломатам и политикам.

 

Александра Сергеевича отличало и глубокое знание Востока, наблюдательность, дотошность и умение применять свои знания на практике. Для изучения обычаев и нравов восточных территорий, Грибоедов много путешествовал, подвергая себя значительному риску.  В тот момент, когда Иран затягивал подписание мирного соглашения, Грибоедов подверг жесткой критике действия других российских дипломатов, соглашавшихся на отсрочки, и возражал против регулярных бессистемных уступок. 

 

 

В агентурном донесении царскому правительству про Грибоедова писали так: «Грибоедов имеет особенный дар привязывать к себе людей своим умом, откровенным, благородным обращением и ясною душою, в которой пылает энтузиазм ко всему великому и благородному. Он имеет толпы обожателей везде, где только жил, и Грибоедовым связаны многие люди между собою. Приобретение сего человека для правительства весьма важно в политическом отношении».

 

Миссия Грибоедова, связанная с контролем за исполнением мирного договора Персией, была весьма трудной и непредсказуемой. Страна была разорена и обескровлена, выплата контрибуций была невозможна. В стране ощущалось явное напряжение, которое в итоге привело к жестокому убийству Александра Грибоедова и других участников дипломатической миссии 30 января 1829 года. Случилось это преступление ровно через год после подписания Туркманчайского мирного трактата. Такую цену заплатили Александр Грибоедов и его коллеги за свои успехи, освобождение пленных и переселение христианского населения Персии. 

 

Никто из убийц не был наказан, так как все это произошло, как пишут историки, с согласия персидских властей.  Историки также приходят к выводам, что уничтожение русской миссии произошло по инициативе английских резидентов, которым авторитет Грибоедова в стране очень мешал.

 

Из мемуаров можно привести одну цитату, которая ярко описывает обстановку в Тегеране в дни разорения русского посольства:

 

«Изуродованный труп Грибоедова убийцы поволокли по улицам Тегерана с криками: «Дорогу, дорогу русскому посланнику, который отправляется к шаху! Вставайте в знак почтения, кланяйтесь ему по франкскому обычаю, обнажая голову!».

 

Затем обезображенный труп Грибоедова выставили посреди улицы, которая вела к главным воротам крепости. Когда волнение несколько улеглось, шах приказал отобрать труп Грибоедова у толпы и препроводить в соответствии с просьбой Ивана Мальцова (первого секретаря русской миссии в Тегеране) сначала в Тавриз, а потом к границам России. Только 1 мая тело погибшего министра было привезено на границу России с Персией, к Джульфской переправе через Аракс. На следующий день в торжественной траурной процессии среди безмолвных толп народа было встречено русскими властями в Нахичевани.

 

Россия не предприняла никаких агрессивных действий против Персии за это происшествие. Выражение дружеских чувств со стороны иранской власти, доклад об обстоятельствах инцидента первого секретаря российского посольства в Иране Ивана Мальцова, а также описание якобы неуместного и резкого, со слов иранской стороны, поведения Александра Грибоедова в отношении иранских поданных —это способствовало тому, что было принято решение не развязывать новый конфликт для сохранения мира.

 

Туркманчайский договор 1828 года и эффективная политика Александра Грибоедова положила конец широкомасштабным вооружённым конфликтам между Россией и Персией. Мирный договор, составленный Александром Сергеевичем, сохранил границы между странами практически без изменений вплоть до распада СССР в 1991 году. Благодаря его мужеству и настойчивости нормализовались взаимоотношения между Российской империей и Персией, укреплены позиции России в Закавказье и на Среднем Востоке, а также сформировалась та основа дипломатических взаимоотношений, на которой зиждется современная международная политика России.

 

Текст: Валерия Бахтоярова, ред: Артём Кирилов 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/76843

Дополнительные материалы по теме