Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
24.05.2025

Студенты ЮФУ разработали настольную игру «Тихий Дон» по мотивам романа Михаила Шолохова

24.05.2025

24 мая исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова, писателя, прославившего на весь мир донское казачество, лауреата Нобелевской премии по литературе и почётного доктора филологических наук Ростовского государственного университета (сейчас ЮФУ). Студенты вуза популяризируют творчество писателя с помощью настольной игры.

Накануне юбилея писателя в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ состоялся круглый стол «Шолохов сегодня» для всех заинтересованных в актуализации наследия великого донского писателя Михаила Александровича Шолохова.

Студентки 4 курса направления «Педагогическое образование» Виктория Ван и Дарья Модрыкина презентовали разработанный ими проект — настольную игру «Тихий Дон» — такая игра стала бы отличным помощником для обучения школьников и привлечения их внимания к творчеству Шолохова.

«Данная настольная игра разработана для старшеклассников, изучающих роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». К сожалению, в рамках школьной программы произведение проходят лишь фрагментарно — только по избранным главам. Именно поэтому целью игры является не только привлечь внимание к тексту, но и повысить уровень мотивации обучающихся к уже самостоятельному и полному прочтению романа», — поделилась Виктория Ван.

Особое внимание в настольной игре уделено трактовке финала произведения, её неоднозначности. В процессе ученики знакомятся с отрывками из научных статей, в которых филологи высказывают разные точки зрения относительно судьбы Григория Мелехова и его сына Мишатки, а также интерпретации концовки романа в целом.

«Целесообразно проводить игру на последнем уроке, шестом, отведённом на изучение «Тихого Дона» в школе. Таким образом, обучающиеся смогут не только вспомнить и закрепить раннее пройденный материал, но и структурировать эти полученные знания у себя в голове. Мне хочется верить, что эта разработка не только вдохновит школьников на полное прочтение «Тихого Дона», но и пробудит интерес к дальнейшему изучению творчества М. А. Шолохова», — добавила Дарья Модрыкина.

Изначально девушки готовили доклад на научную студенческую конференцию по методике преподавания литературы — хотелось создать в результате какой-либо практический, интересный и оригинальный продукт, который можно было бы использовать в образовательном процессе.

«Так как мне интересна тема создания видеоигр на основе литературных сюжетов, идея игрового формата возникла почти сразу. Однако вместо цифровой игры я решила разработать настольную, так как в жизни современных школьников уже и так достаточно взаимодействия с интерактивными технологиями. Мне хотелось предложить обучающимся другой опыт — живую командную игру, в ходе которой они смогли бы обсуждать задания, делиться эмоциями и впечатлениями, учиться слушать и слышать друг друга, ведь никакие цифровые средства не заменят живого общения», — рассказала Виктория Ван.

Наиболее сложной частью проекта стало продумывание всех деталей: заданий, правил, карточек, механики игры. Этот процесс продолжается до сих пор — я стараюсь совершенствовать игру, учитывая советы преподавателей и одногруппников. Сам процесс реализации идеи был намного легче.

Механика игры разнообразна: соотношение фразеологизмов с определениями, решение кроссворда, поиск лишнего предмета (какую вещь вряд ли можно было бы увидеть в казачьем доме?), составление семейного древа семьи Мелеховых, сборка пазла, составление списка эмоций, которые возникли у учеников после прочтения концовки романа, и формулировка мнений обучающихся о концовке романа.

Автор текста: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77910

Дополнительные материалы по теме