
В Южном федеральном университете прошел методический семинар «Современная педагогика высшей школы». Он стал открытой площадкой для обсуждения актуальных подходов к преподаванию, проектированию образовательных программ и развитию профессионального мышления студентов.
Семинар в подобном формате прошел впервые и собрал более ста слушателей. В числе спикеров выступили ведущие эксперты в области образования: и. о. проректора по международной и проектной деятельности ЮФУ Максим Бондарев, руководитель Центра перспективных решений в образовании ЮФУ Алексей Лозовой, заведующий лабораторией «Доказательное образование и учебная аналитика» Максим Скрябин, научный руководитель Центра дидактики профессионального образования МГПУ, член-корреспондент Российской академии образования Михаил Кларин и другие. Дискуссантами семинара стали представители ведущего вуза РФ по подготовке педагогических кадров — ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко и проректор МГПУ Роман Комаров.
Основное внимание было уделено тем изменениям, которые происходят в высшем образовании сегодня. Обсуждались вызовы, связанные с ростом конкуренции, появлением новых игроков на образовательном рынке, запросом на доказательность и технологичность обучения. В этих условиях ЮФУ предлагает новую дидактическую рамку, в которой акценты смещаются с традиционного преподавания на проектирование учебного опыта, с отдельных дисциплин — на интеграцию образовательных траекторий, с трансляции знаний — на формирование деятельности и мышления.
«Современный университет выходит за пределы традиционного студенческого возраста — он охватывает всю линейку образовательных программ от 6 до 60 лет. В эпоху непрерывного обучения (lifelong learning) конкуренция идет не только между вузами, но и с внешними платформами и провайдерами знаний. Поэтому нам необходимо развиваться как экосистема — сообщество знаний, смыслов и профессиональных практик, способное не просто реагировать на вызовы времени, но и формулировать стратегические ориентиры будущего», — отметил и.о. проректора по международной и проектной деятельности ЮФУ Максим Бондарев.
На семинаре была представлена модель ядра образовательных программ ЮФУ как пространства развития soft skills: мышления, коммуникации, субъектности, восприятия целостной картины мира. Это ядро позволяет преподавателям выходить за рамки дисциплинарного подхода, проектируя образовательные траектории, в которых студент становится активным участником, а не пассивным слушателем. Руководитель Центра перспективных решений в образовании ЮФУ Алексей Лозовой отметил, что данный подход активно реализуется в Школе молодого преподавателя ЮФУ — уникальной образовательной инициативе, направленной на подготовку преподавателей высшей школы через интеграцию теоретического обучения и практической реализации образовательных решений.
«Мы движемся от парадигмы "я преподаю" к парадигме "я проектирую образовательный опыт". Это требует новых инструментов: педагогического дизайна, построенного на анализе потребностей обучающихся и логике их профессионального развития, работы с деятельностью и мышлением, а не просто с содержанием курса», — поделился Алексей Юрьевич.
Участникам был показан опыт ЮФУ по внедрению ядра ОПОП и запуску таких проектов, как «Интеллектуальный досуг», платформа SfeduNet, «Геном науки» и других. Отдельно отмечена Школа передовых образовательных решений SAES как пример неформальной площадки совместного проектирования флагманских образовательных программ.
К разговору подключились и представители партнерских вузов. Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко поддержал подход ЮФУ к работе с преподавателями, а также предложил новые варианты сотрудничества для развития образовательного сообщества — например, проведение совместной летней школы по современной дидактике.
«Сегодня один из ключевых вызовов в современной педагогике — это не столько разработка новых программ, сколько системная методическая работа с преподавателями. Именно от их готовности переосмыслять подходы к обучению, осваивать новые инструменты и форматы зависит реальное качество образования. Без выстроенной методической поддержки даже самые инновационные образовательные решения могут остаться на уровне декларации. Тот уровень проектной культуры, который демонстрирует ЮФУ, — очень высокий. Он позволяет не просто запускать реформы, но и делать их устойчивыми», — подчеркнул Игорь Михайлович.
Семинар стал пространством открытого разговора, где обсуждались не только успешные практики, но и сложности, методические неудачи, возникающие в ходе реформ. Такой обмен опытом помогает университетскому сообществу переосмыслять привычные педагогические практики и искать эффективные решения. В ЮФУ убеждены: построение современной педагогики высшей школы возможно только при активном участии преподавателей, методистов, студентов и партнеров университета.
Полную запись семинара можно посмотреть по ссылке.
Больше о развитии высшего образования в Южном федеральном университете – в telegram-канале SAES SFEDU.
Автор текста: Виктория Косенко, ред. Игорь Кучеренко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/78003