
12 апреля завершился фестиваль «Студенческая весна ЮФУ 2025» Гала-концертом и награждением победителей нынешнего года. К 110-летию университета проследили историю главного фестиваля студенческого творчества ЮФУ с 1957 по 2025 год по следам газетных публикаций.
Весной 1957 года в Ростовском государственном университете (ныне Южный федеральный университет) состоялся первый фестиваль студенческого творчества, представлявший собой скорее конкурс-смотр талантов. Инициатива исходила от активистов комсомольской организации, стремившихся развивать художественную самодеятельность.
За 68 лет Студенческая весна ЮФУ стала не только площадкой для творчества, но и социальным лифтом. Многие её участники получили известность за пределами города и региона и, выпустившись из ЮФУ, сделали карьеру артистов.
В 2025 году Студенческая весна Южного федерального университета — это фестиваль из 22 многожанровых спектаклей от всех факультетов университета и гала-концерт, собранный из лучших номеров всего фестиваля. В основном вёсны построены по мотивам известных фильмов, мультфильмов и книг, но в каждом сезоне есть и несколько полностью оригинальных постановок. Так, конечно, было не всегда. Количество форматов, жанров и номинаций, равно как и количество участников студвесны, росло год от года.
Ровно полвека назад: 1975 год
К 1975 году Студенческая весна уже считалась хорошо укоренившейся традицией Ростовского государственного университета. Концерты факультетов назывались «вечерами» и проходили в актовых залах самих факультетов или в Главном корпусе университета. С 1972 года помимо лучшего вечера в целом стали награждать отдельные номера в номинациях «Вокальное искусство», «Хореография», «Театр» и «Оригинальный жанр». Победителям каждой номинации открывалась дорога на Всесоюзный смотр творчества молодежи.
Почти на каждом факультете был свой творческий коллектив, который и в свободное от студенческой весны время ставил спектакли, СТЭМы и концерты. Это были студенческие театры «Бункер», «ТУС», «Синий Троллейбус», «Синяя блуза», «Коллаж», «Па-Де-Труа», театр эстрады физфака, театральная студия филфака и многочисленные студии пантомимы. Законодателем сценической моды выступал студенческий театр всего РГУ — «МОСТ», созданный в 1965 году.
В газете «За советскую науку» рубрика ИДЁТ ФЕСТИВАЛЬ «ВЕСНА-75» появилась в выпусках от 21 апреля, 28 апреля, а также 19 мая. Сперва это рецензии спецкора, пятикурсницы биофака И. Лившиц «Я люблю тебя, жизнь» и «Помни, товарищ!», а затем статья «Итоги фестиваля» от худрука РГУ.
В тот год Студенческая весна состояла из девяти концертов. У каждого концерта было два отделения: примерно 30-минутный спектакль и такая же программа номеров.
«Нынешняя весна особенная: это канун большого праздника. 30 лет назад, 9 мая 1945 года, над освобождённой Европой прозвучали победные залпы. Это была самая великая на земле Победа, завоёванная очень дорогой ценой. Тема войны нелегко воплощается на сцене, но те программы, которые уже представлены строгому университетскому зрителю геологами, филологами, юристами и химиками, говорят о том, что каждый факультет сделал немало», — пишет Лившиц.
Механико-математический факультет взял в 1975 году Гран-при фестиваля. Тогда это называлось специальным призом ректората, парткома, профкома и комитета ВЛКСМ. Если верить газетной рецензии, в их студвесне было идеально всё: мастерство актёров, худоформление, репертуар. Ещё бы, в тот год режиссёром театра мехмата был заслуженный артист РСФСР Александр Филиппович Соловьёв, ведущий актёр Ростовского драмтеатра. Это была обычная тогда практика: художественный руководитель студенческой самодеятельности РГУ Юрий Богославский делал акцент на синтезе профессионального и любительского искусства, а потому всячески поощрял практику приглашения профессиональных театральных режиссеров для студенческих постановок.
Сценарий мехмату писал аспирант Вольфсон, опиравшийся на документальные материалы, а главный фотокорреспондент университетской газеты Александр Окунь, чьими снимками мы сопровождаем и этот текст, придумал концерту проникновенное оформление: на стенах актового зала была фотовыставка документальных слайдов о войне, а на экране за спиной актёров было зациклено постановочное видео, где седая женщина в чёрном плачет над фотографией погибшего сына. Для 1975 года это были невероятные спецэффекты.
Первое место в тот год занял Физический факультет, они замахнулись на классический жанр — балет, и не ударили в грязь лицом. Всё остальное в их весне также было сделано талантливо и добросовестно.
Фурор устроили филологи, посвятившие спектакль «Летопись мужества» своим преподавателям-ветеранам. Здесь определились лауреаты всего фестиваля на лучшее худслово, лучший вокальный номер и лучший инструментальный ансамбль. Раскрыв тему войны в театральной части вечера, концертное отделение филологи посвятили уже году женщин. Филфак занял второе место.
Биолого-почвенный факультет взял третье место, но из тона рецензии понятно, что для ребят это уже огромный прорыв, очевидно, в предыдущие годы биологи выступали значительно слабее. На биофаке на правах СНО работал клуб «БИОС», делавший фотовыставки природы. В 1975 году ребята использовали имевшиеся у «БИОСа» фотокамеры, чтобы сделать серию хороших фотопортретов преподавателей биофака-ветеранов войны. Ещё из достоинств их концерта названо хоровое исполнение студенческого гимна «Гаудеамус». Сейчас его традиционно исполняют на выпускном магистров ЮФУ, тогда же это было нечто эксклюзивное.
Геологи в тот год для спектакля отобрали и объединили в литературную композицию два взгляда на войну: советского и немецкого солдат — по рассказам Шолохова и Брехта. Во втором отделении, концертном, особой похвалы удостоился танцевальный дуэт двух первокурсников. Химфак автор рецензии благодарит за искренность, но ругает за недостаток мастерства, а также за чрезмерно мрачный сценарий про павших на войне без жизнеутверждающей ноты. Вечер спас только танцевальный ансамбль химиков. Геологи и химики по итогам студвесны разделили четвёртое место.
Экономический и философский факультеты объединились, чтобы совместными усилиями подготовить вечер «По дорогам войны шёл славный сверстник мой». В отделении, посвящённом войне, были в основном песни и стихи, а вот во втором отделении экономисты и философы разогнались и обрушили лавину юмора про студенческую жизнь, про «внутрянку» РГУ. Зрители от души посмеялись, а вот члены жюри поставили студвесну на пятое место – за затянутость.
Истфак, занявший шестое место, остался без рецензии, известно только, что они сделали упор на пантомиму.
Юристов с их программой «По заявкам участников войны» в тот год раскритиковали за отсутствие жизни и души на сцене. Рецензент даже делает вывод, что всему виной уход старого поколения самодельщиков и неспособность их последователей грамотно воплотить в общем-то удачную задумку. Юрфак взял последнее, седьмое место.
«Но самым впечатляющим был вечер иностранных студентов, обучающихся в РГУ. С теплотой и любовью посвящали каждое своё выступление иностранные студенты доблестным советским воинам, спасавшим мир от коричневой чумы фашизма. Казалось, что участники интернационального концерта чувствовали свою сопричастность к подвигам тех, кто 30 лет назад дал отпор фашизму, и призывали всех сидящих в зале: «Помни, товарищ, тех, кто самой дорогой ценой заплатил за наше счастье — своей жизнью!» — сообщает спецкор.
Это были иностранцы из Вьетнама, Болгарии, ГДР и арабских стран. Традиция студвесны от иностранцев возродится в 2025 году, когда в фестивале впервые примет участие Международный институт междисциплинарного образования и иберо-американских отношений (МИМДО) ЮФУ.
Интеллектуальный досуг и неформальное образование в СССР
Но это всё мелочи жизни, 1975 год стал переломным не поэтому, а потому что именно тогда, по итогам фестиваля «Весна-75», было принято первое положение о смотре агитационно-художественных бригад факультетов. Во все последующие годы при распределении мест на студвесне в РГУ учитывались творческие достижения факультетов в течение всего года. Это решение сильно «взбодрило» студенческую самодеятельность вуза, чтобы она не «дремала» остальные 11 месяцев в году.
«Несомненно, залогом успеха победителей смотра явилась напряженная работа на факультетах в течение всего года. Можно провести аналогию с учебой студентов. Фестиваль весенний — сессия, зимний — зачетная неделя, а работа самодеятельности в году — собственно учебный процесс. А ведь бывает и так, что только когда до конкурсного вечера остается совсем немного времени, факультет вскипает. Где-то день и ночь поют, кто-то забывает о грядущих зачетах. Наконец, концерт выдан: что-то поругали, кого-то похвалили, каждый отчитался на худсовете, и снова тишина. В этом году всем наконец стало ясно: сей творческий метод себя не оправдывает. Разве что чуть-чуть позже, чем надо поняли это на тех факультетах, которые оказались в нижних строчках итоговой таблицы. Отныне ни один факультет, какими бы героическими усилиями не пытался он за месяц наверстать упущенное, не сможет рассчитывать на успех», — заявил худрук самодеятельности РГУ Юрий Богославский.
В современном Южном федеральном университете действует этот же принцип. Каждый учебный год начинается для первокурсников с «верёвок» — испытаний от старших самодельщиков на находчивость, смекалку, умение работать в команде и креативность. Затем проходит марафон в стиле креатив — мероприятие, позволяющее вчерашнему абитуриенту осознать масштаб творческой «тусовки» ЮФУ и узнать о возможностях студенческой жизни. Далее следует «Кубок первокурсника» — сценический дебют нового поколения студентов, тех самых «свежих творческих сил», о которых писала вузовская газета ещё полвека назад.
Актёры соревнуются на фестивале «Роли», танцоры на фестивале «Оттенки», вокалисты на конкурсе «Золотой голос ЮФУ». Таким образом к студенческой весне все в ЮФУ подходят в полной боевой готовности, отсюда и высочайший уровень концертов, о котором в 1975 году студенты РГУ и мечтать не могли.
Последние вёсны: 1989-1991
Газеты именно этих лет были выбраны для обзора по нескольким причинам: во-первых, именно в 1990 году университетская газета РГУ сменила своё название с «За советскую науку» на «Ростовский университет», а следом и «тон оф войс», как сейчас модно говорить, во-вторых, после 1991 года фестиваль «Студенческая весна» действительно прекратил своё существование, тогда казалось, что навсегда.
Началась весна 1989 года с первой в истории фестиваля публичной жеребьёвки, в каком порядке будут выступать факультеты. В лучших традициях перестройки мероприятие прошло в духе гласности, демократии и неразберихи. Дать им отдельные творческие вечера потребовали сразу несколько межфакультетских творческих коллектива, и им пошли навстречу.
Так зазвучали голоса самодельщиков, научившихся отстаивать свои права, и так звучали первые требования к художественным советам и руководству студенческого клуба университета. Корреспондент «За советскую науку» Галина Саценко, писавшая заметку «Что жребий нам готовит», лично наблюдала за драматичной жеребьёвкой.
И всё-таки в творческом отношении год выдался крайне удачным. Как минимум, в 1989 было два гала-концерта: до студвесны и после. После понятно — выступали победители сезона, а вот до, 17 марта, состоялась эстрадная программа «Ваш выход», где были повторены лучшие номера художественной самодеятельности прошлых лет.
Дело в том, что в это время в Ростове-на-Дону гостила делегация студентов из американского университета Северной Каролины, и иностранцев решили удивить шоу-программой, которая проверена временем. Хедлайнерами «Вашего выхода» стали лауреаты фестиваля «Весна-88», потому что многие победители более ранних лет уже выпустились из РГУ.
В 1989 году спектакли и концертные программы факультетов оценивались отдельно. В концертах в тройку лидеров вошли физфак, филфак и истфак. Впрочем, к этому времени сложилась традиция, что «звёзды» самодеятельности выступали почти во всех концертах хотя бы по одному номеру. Такие фамилии, как Гиренко, Тимошенко, Кокина, Нейв, Фердер, Нифонова, и многие другие звучали на сцене на протяжении всего сезона студвёсен.
Среди спектаклей первое место занял мехмат с постановкой «Мужики» по сценарию и под режиссурой Виктора Шамирова. Уже через год Виктор бросит учёбу на математика, перепоступит в ГИТИС, и мы будем знать его как режиссёра, сценариста и актёра кино и сериалов. Второе место занял спектакль «Зеро» в постановке филологов, третье — «Иуда Искариот» в постановке историков, а именно студента Андрея Кореневского, ныне заведующего кафедрой отечественной истории средних веков и нового времени. Все эти спектакли стали знаковыми как для артистов, так и для зрителей, воспоминания о них встречаются в мемуарах выпускников тех лет.
В 1990 году впервые за 33 года было заметно угасание интереса к студенческой весне как у участников, так и у зрителей. В газете от 7 мая 1990 года в заметках «Как здорово», «Алле!», «Гори, сияй, моя звезда», «А хохма — рублёвая…» и «Это я!» спецкоры-студенты разных курсов и факультетов сетуют на «слабый» сезон студвёсен и признаются, что главными событиями стали не сами концерты, а дискотеки после. Только с помощью этих «афтерпати» и удаётся собирать полные зрительные залы.
По-прежнему «держат марку» и показывают на сцене настоящее искусство только мехмат с его театром «ТИММ» и филфак, где не успели растерять славных самодельческих традиций. На высоком уровне проходит соседствующий со студвесной фестиваль иностранных учащихся РГУ «По странам и континентам мира», приуроченный к 75-летию университета.
В 1991 году политический, социальный и даже продовольственный кризис в стране достигают своего апогея, до распада СССР остаются считанные месяцы. В студенческой среде упаднические настроения ощущаются остро: самораспустились советы общежитий, не проводятся собрания, не выпускаются стенгазеты, никто не поехал в студотряды, да и творческая самодеятельность никак не проявляла себя целый год, со времени фестиваля «Весна-90».
Многие думают, что студвесны в этом году и вовсе уже не будет, но 20 марта состоится худсовет, и худрукам факультетов объявляют, что деньги на фестиваль университет студпрофкому всё-таки выделяет. Из девяти факультетов РГУ четыре весну байкотируют – их студентам не до того, четыре факультета объявили, что сделают только концерт – спектакль так быстро уже не подготовить, полную программу готовит только геофак.
Об этом газета «Ростовский университет» пишет 2 апреля 1991 года в рубрике «Хроника. События. Факты», между новостями о падении люстры в библиотеке и митинге «белогвардейцев».
В итоге фестиваль «Весна-91» шёл целых десять вечеров, с 17 по 28 апреля. В Театре кукол прошли вечер авторской песни всех факультетов, вечер от сотрудников РГУ, вечера биофака и истфака, в Лендворце выступили юристы, математики, экономисты и геологи, а также показали музыкальное шоу снова от сборной всего вуза. Завершилась студвесна гала-концертом в ДК «Ростсельмаш».
Как всё прошло? Сказать сложно, все рецензии со спектаклей и концертов 1991 года в университетской газете принадлежат перу спецкора А. Веташковой. В отзыве на вечер истфака, озаглавленном «О дайте, дайте аллахола», журналистка признаётся, что у неё уже не хватает ни злости, ни ехидства, ни сарказма обозревать студвёсны. Про кого-то она пишет, что это жуткое зрелище, про кого-то, что зрителей тошнило, и вновь хвалит только дискотеки после вечеров. Неизвестно, виной тому действительно плохие концерты или избыток свободы слова, соблазняющий журналистов слишком уж ударяться в критику. Всё-таки в газете образца 1975 года некоторые студвёсны тоже ругали, но слова выбирали вежливее.
Положительных слов в прессе удостоилась только студвесна экономического факультета, в самодеятельности которого оставалось меньше десяти человек, но очень талантливых, а также постановка студии «Театр-69», а именно режиссёра Кирилла Серебрянникова, «Дисморфомания», последняя прошла в дни студенческой весны, но вне конкурса.
Следующий учебный год Ростовский государственный университет начал уже не в РСФСР, а в Российской Федерации. Речь шла уже о выживании вуза в новом мире, сохранении научных школ и образовательных программ, а студенческие вёсны проводится перестали.
А вот и не последние: 2000 год — наши дни
В 2000 году Ростовский государственный университет отметил 85-летний юбилей. Под лозунгом «ALMA MATER-85» прошло не абы какое мероприятие, а возрождённый фестиваль «Весна-2000» — с конца марта по 23 апреля.
«С середины 50-х годов в РГУ существовало мощное самодеятельное движение. Каждый фестиваль становился событием не только университетского, но и городского масштаба. В конце 80-х это движение пошло на спад, прекратил своё существование студенческий клуб РГУ. И вот новый состав клуба, в частности Оксана Лысенко и Игорь Яицков, предложил возобновить проведение ежегодных студенческих фестивалей «Весна», — пишет 15 мая в заметке «Возвращение весны» студентка журфака Татьяна Касьянова.
Смотры талантов прошли на факультетах, а вот для красивого гала-концерта студенческий профком выделил средства, чтобы снять артистам и постановщикам сцену ДК «Ростсельмаш».
Биофак пел «Ave Maria», химфак показывал СТЭМ, психфак и филфак — КВН, вокалисты пели, фокусники удивляли. Победители фестиваля — физики — выиграли билеты на отдых в «Лиманчике».
Дальнейшая история Студенческой весны не нуждается в подробном изложении, достаточно будет озвучить основные вехи.
Навечно чемпионами студвесны Ростовского государственного университета остались социологи. Факультет социологии и политологии РГУ взял Гран-при фестиваля и в 2005, и в 2006 году, а с 2007 года это уже была Студвесна ЮФУ.
С 2008 года централизованной площадкой проведения фестиваля стал Областной дом народного творчества, до этого подразделения выбирали разные сценические площадки города.
С 2009 года вёсны подразделений ЮФУ представляют собой концерты с номерами различных жанров, хотя и связанными общим сюжетом. 15-минутный спектакль перестал быть обязательным жанром, все театральные работы масштабнее театра малых форм были вынесены в отдельный театральный фестиваль, который проводится осенью. Тогда он назывался «Студия», теперь «Роли».
2010 год для самодеятельности ЮФУ стал поистине многожанровым: на студвёснах появились неон-шоу, синтез-номера, театры мод, акробатика и многое другое. Был тогда и обязательный номер, посвященный Великой Отечественной войне в связи с 65-летним юбилеем Победы. На студвесне историков любимую фронтовую песню сыграл на аккордеоне ветеран войны Борис Боранщиков, истфак взял Гран-при.
Высокое доверие
В 2011 году ректор ЮФУ Владислав Захаревич собрал к началу студенческой войны пресс-конференцию и рассказал журналистам, что тематика сезона будет «Вперед, к новым звездам!» — к 50-летию первого полета человека в космос.
«Фестиваль художественной самодеятельности из года в год дает возможность проявить себя молодым и талантливым артистам. В этом году в нём примет участие более тысячи студентов ЮФУ, ожидается около 12 тысяч зрителей. В этом году в рамках мероприятия состоятся 16 конкурсных концертов. Студенческая пора — самое счастливое время», — поделился Владислав Захаревич.
Тогда же появилось направление «Журналистика и видеопрограммы», которое теперь называется «Медиа и арт», — для определения лучших творцов контента о студвесне. В самих концертах впервые со времён СССР вернулись такие жанры, как театр теней и цирковое искусство.
В 2017 году отмечалось 60-летие фестиваля, существующего, хоть и с перерывом, с 1957 года. Тогда ректор ЮФУ Марина Боровская подчеркивала, что Студвесна — «часть ДНК ЮФУ», связывающая поколения.
«ЮФУ — законодатель мод в молодёжной политике, и во многом благодаря Студвесне. Этот фестиваль объединяет студентов прошлого, настоящего и будущего. Это не просто конкурс, а возможность прикоснуться к миру искусства, которое делает нас лучше. Здесь рождаются идеи, которые потом меняют жизнь университета», — подчёркивала Марина Боровская.
В 2020 году Ростов-на-Дону должен был принимать всероссийский этап фестиваля «Студенческая весна». На Дон должны были приехать более двух с половиной тысяч студентов, победители региональных этапов фестиваля из всех субъектов РФ. К сожалению, началась пандемия коронавируса и сезон студвёсен ЮФУ был перенесён на следующий год, а финал РСВ — на осень. Церемония и правда состоялась 5 сентября на футбольном стадионе «Ростов-Арена».
Сегодня, накануне гала-концерта Студенческой весны ЮФУ-2025 ректор Южного федерального университета Инна Шевченко отмечает, что за темами концертов Студенческой весны, за наиболее удачными творческими находками в номерах и за итоговым распределением призовых мест с пристальным вниманием следит не только нынешнее студенчество, но и многие-многие поколения выпускников университета, и даже весь ректорат ЮФУ. В целом, по словам Инны Константиновны, в Ростове-на-Дону число людей, знающих репертуар студвесны ЮФУ, сопоставимо с числом людей, знающих репертуар профессиональных театров города. Это накладывает на университетскую самодеятельность большую ответственность за то, какую культуру она несет в массы.
«В студенческой весне ЮФУ ежегодно в качестве организаторов, артистов и зрителей принимают участие порядка двух с половиной тысяч студентов. Фестиваль — это важная часть подлинного высшего образования, неформальное образование или, как мы его называем, интеллектуальный досуг», — поделилась Инна Шевченко.
Инна Константиновна и сама старается к каждой студвесне радовать студентов и коллег творческими номерами. В 2022 она снялась в клипе на песню «На заре», в 2023 году с проректорским и деканским корпусом исполнила песню «Как молоды мы были», а в 2024 году представила видеожанр.
За 68 лет фестиваль «Студенческая весна» в ЮФУ прошёл путь от камерных факультетских спектаклей до грандиозного шоу, определяющего творческую идентичность университета. Рождённый в 1957 году как скромный смотр талантов, к 1990-ым он пережил кризис, но возродился в 2000-х благодаря энтузиастам, преданным университетским традициям. Пожелаем фестивалю долгих лет жизни и дальнейшей эволюции творчества!
Автор текста: Алексей Романенко
Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77563