Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
10.05.2025

Я порою себя ощущаю связной — между теми, кто жив и кто отнят войной: как правильно читать Юлию Друнину

10.05.2025

10 мая 1924 года в Москве родилась Юлия Друнина, будущая поэтесса и ветеран Великой Отечественной войны. Её поэзия запомнилась многим как голос фронтовой молодёжи. О страхах войны, рвении на фронт и «окопной ностальгии» Друниной рассказывает филолог Южного федерального университета.

Жили Друнины — педагог-историк и библиотекарь — скромно, как и большинство советских граждан, в коммуналке. Их дочь Юля училась в московской школе № 131, где преподавал её отец и подрабатывала учителем музыки мать.

Воспитание в творческой, интеллигентной среде не прошло даром: в 11 лет девочка уже писала стихи и посещала литературную студию при Центральном Доме художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате её стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и прозвучало по радио.

Доцент кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Елена Белопольская рассказала, что с началом Великой Отечественной войны Друнина стала голосом оказавшейся на фронте советской молодёжи.

«Для юношей и девушек с неиссякаемой верой в социалистические идеалы, высокоразвитым чувством долга, обостренным чувством справедливости немедленный уход на фронт оставался самым верным решением. В самом начале войны 16-летняя Юлия Друнина получила паспорт, прибавив себе год, и отправилась в военкомат. На фронте была в самом пекле, пехоте, на своих руках выносила раненых солдат. Сегодня ясно, что без молодого поколения с 1923 по 1926 год рождения Победа над фашизмом была бы невозможна», — поделилась Елена Белопольская.

На вопрос, что заставило Друнину, молоденькую девушку, уйти на фронт с санитарной дружиной, притом, что она боялась даже вида крови, поэтесса дала свой ответ:

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

от Прекрасной Дамы в «мать»

и «перемать»

потому что имя ближе, чем «Россия»,

не могла сыскать. 

Взросление вчерашних школьников и школьниц происходило в военных условиях, жажда жизни и страх смерти, любовь и потери шли рядом. Известна страшная статистика: из поколения 1923–24 годов из ста бойцов дожили до победы трое. Можно представить, как важно было для выживших солдат сохранить память о погибших, оставить личное свидетельство о войне! Друнина нашла очень точный образ, который определяет ее состояние после возвращения с фронта: «Я порою себя ощущаю связной между теми, кто жив и кто отнят войной».

«Мнение о том, что Юлия Друнина психологически так никогда и не вернулась с войны, думается, верно. «Окопная ностальгия» по ушедшим друзьями высоким идеалам юности присутствует в ее творчестве постоянно, память о войне в ее душе всегда жива, «как шрам стародавней раны» на теле. Удивительно, пожалуй, другое: как удалось Друниной в страшные годы войны сохранить в себе женственность, романтизм, целостность натуры», — подчеркнула Елена Белопольская.

Елена Вадимовна добавила, что лирическая героиня Друниной хрупкая, ранимая, искренняя, готовая «умереть от любви».

Теперь не умирают от любви —

насмешливая трезвая эпоха.

Лишь падает гемоглобин в крови,

лишь без причины человеку плохо.

Теперь не умирают от любви —

лишь сердце что-то барахлит ночами.

Но «неотложку», мама, не зови,

врачи пожмут беспомощно плечами:

«Теперь не умирают от любви…»

«Думаю, что среди поэтов фронтового поколения Юля осталась едва ли не самым неисправимым романтиком от первых шагов своей сознательной жизни и до последних своих дней», — писал первый муж поэтессы, Николай Старшинов.

Правда, с годами становится яснее, что прошлое не отпускает, боль потерь не проходит, а настоящее поверяется критериями военных лет. Военная лирика Друниной полна бытовых подробностей: «ознобные могилы-блиндажи», «приросшие» к ранам бинты, украшенная гильзами новогодняя елка... Поэтесса категорически против пафоса и идеализации в изображении войны:

«В шинельке, перешитой по фигуре,

Она прошла сквозь фронтовые бури...» –

Читаю и становится смешно:

В те дни фигурками блистали лишь в кино...

Для своих стихотворений она выбирала нетривиальные сюжеты, в которых отражалась сложность жестокой логики войны, например, как в стихотворении «Комбат»:

Когда, забыв присягу, повернули

В бою два автоматчика назад,

Догнали их две маленькие пули —

Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,

А он, шатаясь, побежал вперед.

За этих двух его лишь тот осудит,

Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,

Бумаги молча взяв у старшины,

Писал комбат двум бедным русским бабам,

Что… смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям

В глухой деревне плачущая мать.

За эту ложь комбата кто осудит?

Никто его не смеет осуждать!

Фронтовая лирика Друниной обладает большой художественной силой благодаря необыкновенной интенсивности и женскому состраданию и глубине. Самое известное стихотворение Друниной «Я только раз видала рукопашный…» (1943) о непроходящем страхе перед жестокостью войны, в котором открыто признается юная девушка. Прием умолчания, афористичность, лаконизм произвели неотразимое впечатление на читателя.

Хотя поэтический талант Друниной полнокровен, на взгляд Елены Белопольской, ее лучшие стихи написаны на военную, ключевую для нее тему: «Комбат», «Бинты», «Елка», «Штрафной батальон», «Я родом не из детства, из войны» и многие другие. Поэтому филолог советует начать знакомство с таких ее сборников, как «В солдатской шинели» и «Стихи о войне».

«Самоотверженность, редкая душевная чуткость, глубоко личное переживание за судьбу страны уже в мирной жизни поэтессой не были утрачены. Пожалуй, эти свойства ее натуры получили дальнейшее развитие. Как ей казалось, смириться с переменами, произошедшими в России 1990-х гг., невозможно, это равносильно моральной капитуляции, отказу от убеждений молодости и, главное, предательству памяти погибших на войне – а она была уверена, что война забрала «самых лучших» (кавычки не нужны). К этому прибавилась и личное горе – уход из жизни любимого мужа, Алексея Каплера. Свой трагический конец она предугадала в стихах: „Я не люблю распутывать узлы. Я их рублю – ведь боль мгновенье длится“», — рассказала Елена Белопольская.

Поэтесса умерла в 1991 году, уйдя из жизни по собственной воле. По воспоминаниям крымского политического деятеля Леонида Грача, Юлия Друнина, «как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, выхлопную трубу «Москвича» и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа».

Сегодня понятно, что как поэт Юлия Друнина перешагнула 100-летний рубеж, её лирика относится к лучшим достижениям отечественной поэзии ХХ века. В день 80-летия Великой Победы уместно вспомнить её строки, проникнутые неподдельной патетикой и любовью к Родине:

Только вдумайся, вслушайся

В имя "Россия"!

В нем и росы, и синь,

И сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросила –

Чтобы снова враги не пошли на Россию...

Автор текста Татьяна Хмелёва

Ред: Алексей Романенко

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/77845

Дополнительные материалы по теме